Алалия у детей симптомы лечение и прогнозы, 3 года

Алалия у детей симптомы лечение и прогнозы, 3 года

Алалия

Алалия — это системное недоразвитие речевой функции или ее полное отсутствие. Основными причинами заболевания считаются органические поражения речевых зон головного мозга, которые произошли в первые 2-3 года жизни или внутриутробно. Клинический диагноз «алалия» ставят невропатолог и психиатр. В логопедии патологию речи, вызванную врожденными или приобретенными дефектами головного мозга, называют общим недоразвитием речи (ОНР).

Для заболевания алалия характерны:

  • аграмматизмы;
  • искажение звуков;
  • позднее появление речи;
  • нарушение структуры слогов;
  • небольшой словарный запас;
  • нарушение фонематических процессов.

Пациенту с алалией необходимо пройти глубокое неврологическое, психологическое и логопедическое обследование. Заболевание встречается у 1,5% детей дошкольного возраста и 0,5% школьников.

Комплексное лечение недоразвития речевой функции включает в себя:

  • прием медикаментов;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • работу с психологом, неврологом и логопедом.

Причины алалии

Заболевание алалия провоцируют различные аномалии предречевого онтогенеза.

В антенатальном (внутриутробном) периоде речевые патологии могут быть вызваны:

  • гипоксией;
  • недоношенностью;
  • torch-синдромом;
  • перинатальной патологией;
  • асфиксией новорожденных;
  • соматическим заболеванием беременной.

Медики отмечают генетическую предрасположенность к развитию алалии. В анамнезе пациентов с общим недоразвитием речи прослеживается цепочка наследственных факторов, провоцирующих дисфункции речевых зон головного мозга.

Существенное влияние на физиологическое развитие речевого аппарата имеют этиопатогенетические факторы:

  • рахит;
  • менингиты;
  • гипотрофии;
  • энцефалиты;
  • эндокринопатии;
  • черепно-мозговые травмы;
  • отсутствие грамотного развития ребенка.

При внутриутробных, врожденных или других органических повреждениях головного мозга в первые годы жизни ребенка происходит торможение развития нервных клеток (нейробластов). Такая патология ведет к инертности нейронов и функциональному истощению клеток головного мозга. При алалии диагностируют множественный билатеральный характер отклонений в развитии речевой функции, в том числе компенсаторные возможности головного мозга.

Классификация алалии

В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.

Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:

  • Моторная (экспрессивная).
  • Сенсорная (импрессивная).
  • Смешанная (сенсомоторная).

Экспрессивная алалия

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных). При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию. Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.

Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.

Импрессивная алалия

Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.

Алалия у детей: симптомы

Новорожденные младенцы разговаривать не умеют, и лишь спустя какое-то время они начинают гулить, потом произносить слоги, каверкать слова. Словом, пока их речь станет более-менее похожей на нашу, пройдет немало времени. Но иногда зрослея, ребенок продолжает либо молчать совсем, либо разговаривать невнятно, что понять его не представляется возможным. Такое состояние называется алалией.

Что такое алалия

Алалия – это своего рода неврологическое заболевание, которое характеризуется патологическим недоразвитием речи у ребенка либо ее полным отсутствием. Болезнь вызывается поражением центров речи в коре головного мозга. Патология определяется системными речевыми нарушениями: изменен фонетико-фонематический, лексико-грамматический строй. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), даже обладая достаточным уровнем интеллекта и слуха, не могут говорить вообще либо обладают скудным словарным запасом.

Некоторые родители путают развитие алалии у ребенка с глухотой и немотой. Эти заболевания хоть и имеют некоторые схожие признаки, но все-таки отличаются друг от друга. Обратите внимание на своего грудного ребенка, позовите его с разной интонацией и проследите его реакцию на ваш голос. Понимает ли кроха вашу речь? Если малыш немного повзрослел, попросите его выполнить простые команды «Дай куклу», «Где мячик?» Такие игры позволят определить, понимает ли ребенок речь взрослого. Если вы обнаружили какие-либо нарушения, обращайтесь к врачу.

Диагностика алалии показывает, что среди заболевших малышей большее количество составляют дети дошкольного возраста (один процент), чуть меньше подвержены заболеванию школьники начальных классов. Из числа больных детей мальчики подвержены болезни в большей степени, чем девочки. Развитие алалии происходит в период внутриутробного развития ребенка, послеродовом периоде и на ранневозрастном (до трех лет) этапе.

Причины алалии у детей

Причинами заболевания являются:

  • механическое травмирование ребенка в утробе матери, при родах;
  • осложненное течение беременности, сопровождающееся сильным токсикозом, хроническими заболеваниями женщины;
  • патологически протекающая беременность с угрозой прерывания;
  • скоротечные, затяжные роды;
  • инфицирование плода, инфекционные болезни новорожденного, матери;
  • наследственный фактор.

К факторам возникновения алалии относят и вмешательство хирургических, акушерских инструментов во время родов. В раннем возрасте болезнь ребенка могут провоцировать заболевания, приводящие к истощению центральной нервной системы. Частые вирусные поражения (грипп, ОРВИ), болезни эндокринной системы, неблагоприятность условий в социуме увеличивают риск недоразвития речи.

Читайте также:  Счастье через муки приморский врач рассказала, почему женщинам больно рожать

Виды алалии

Алалия бывает сенсорной (нарушение восприятия), моторной (нарушение речи) и сенсомоторной (нарушение восприятия и речи).

При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.

Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.

При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.

Сенсорная алалия: причины

Патология височной области (центра Вернике) является причиной развития сенсорной алалии. Этой корковой зоной регулируется способность воспринимать слышимую речь, различать звуки, понимать сказанное, услышанное. Сенсорную алалию отличают:

  • нарушенное восприятие слышимой речи;
  • отсутствие ее смыслового восприятия.

Слух ребенка при этом обычно не нарушен. Зачастую наблюдается острая реакция больных детей на различные звуки (гиперакузия).

Сенсорная алалия: симптомы

Сенсорная разновидность алалии характеризуется тяжелой формой речевых патологий. Больные дети, слыша речь, практически не воспринимают, не понимают ее. Самостоятельная осмысленная речь невозможна. Ребенок бессмысленно произносит звуки, их сочетания, жестикулирует.

Речь сенсорных алаликов отличается навязчивым повтором звуков и слогов (персеверация), звуковой заменой (парафазия). Дети неосознанно повторяют чужие слова (эхолалия). Также наблюдается объединение отдельных словесных отрезков в одно целое (контаминация).

Сенсорные алалики отличаются повышенной речевой активностью. Но их речевое воспроизведение называют «словесным салатом» (логореей), так как в несвязной речи отсутствует смысл.

Дети с более легкой формой болезни отчасти, по определенному контексту (темпу, словоформам), могут воспринимать звучащую речь. Иногда на помощь приходит «чтение по губам». Для грубой формы заболевания характерно полное непонимание чужой речи. Больные не способны к удержанию внимания, отличаются неустойчивостью слухового восприятия, хаотичностью движений. Тяжелая форма недоразвития речи приводит к торможению процессов памяти, нарушениям психики. Нередко болезнь сопровождается интеллектуальным недоразвитием ребенка.

Моторная алалия: причины

Повреждение лобно-теменного центра Брока приводит к развитию моторной разновидности болезни. Он обеспечивает речедвигательную функцию, ответственную за формирование навыков озвучивания речи. Моторная алалия характеризуется тем, что ребенок может воспринимать чужую речь, понимает ее. Затруднения возникают при самостоятельном воспроизведении речи.

Моторная алалия: симптомы

К первым признакам моторного вида алалии относят неразвитость первичных речевых проявлений, заметных с младенческого возраста. Малыш не умеет гулить, лепет носит характер однотонного произношения звуков. Слоги появляются в речи ребенка только после года, отдельные слова – к трем годам. Если здоровый пятилетний малыш имеет в запасе до полутора тысяч слов, то лексика больного ребенка крайне ограничена. У больных моторной алалией детей обычно громкий голос. Правильно произнося мягкие и звонкие согласные, они затрудняются в верном произношении слов.

Нарушения, связанные с фонематическим восприятием речи, проявляются в замене слов по звуковой схожести. Больные детки часто не могут правильно произнести слово именно из-за перестановки сходно звучащих слогов. Эта особенность мешает правильному лексическому толкованию слова, соотнесению предметов и понятий, смысловому соединению предложений. Ребенок плохо осмысливает заданный ему вопрос и затрудняется в ответе.

Родителям не стоит пугаться, если их кроха, например, вместо слова «доктор» скажет «доткор». Это вовсе не симптомы неврологического заболевания. Однако, если к поступлению в первый класс в речи ребенка останутся «неправильные» слова, лучше показаться на консультацию к логопеду. Возможно, эти признаки не имеют никакого отношения к моторной алалии, но есть смысл поработать над артикуляцией и поставить речь, как положено.

Дети с моторным поражением речи зачастую используют слова в форме именительного падежа, не умеют согласовывать окончания. Отсюда возникают грубые нарушения грамматического строя языка, а впоследствии – даже плохая успеваемость в школе.

Легкая форма расстройства отличается тем, что в целом речь ребенка понятна, несмотря на ее отрывистость и несвязность. При тяжелой форме заболевания наличествует лишь подражание звукам, сопровождаемое вспомогательными жестами, мимикой.

Дети с данной патологией отличаются громким голосом, психической заторможенностью либо гиперактивностью. Моторную алалию распознают также по ограниченности мелкомоторных движений (пальчиками, ручками), неспособности ребенка фокусировать внимание. У детей постарше наблюдаются повышенная утомляемость, нарушение памяти, недоразвитие логического мышления, эмоционально – волевой сферы. Нередко моторная алалия сопровождается неврологическими заболеваниями ребенка.

Лечение детской алалии

Детскую алалию любой формы лечат комплексным методом: медицинское лечение, психологическая и педагогическая коррекция. Для больных детей существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, коррекционные центры, санатории.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия проводится с целью стимуляции развития структур головного мозга. Показаны неотропные препараты (Энцефабол, Гаммолон, Цераксон, Когитум, Кортексин), назначающиеся как монотерапия. Оптимальная дозировка, курс лечения определяется лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка. С первых дней используется малая доза лекарства, затем ее постепенно увеличивают. Лечение длится от одного до трех месяцев, затем через определенный интервал времени курс повторяется. Лекарственные неотропные средства обычно не имеют побочных эффектов.

Обязательно соблюдение сбалансированного разнообразного рациона детского питания. Рекомендуется употреблять пищу с достаточным количеством белков, углеводов, являющихся строительным материалом организма. Употребление витаминов, минералов способствует укреплению иммунитета. В качестве общеукрепляющей терапии прописывают прием витаминов В12, В15.

Физиотерапия

Детям с диагнозом «Общее речевое недоразвитие» рекомендуется проходить курсы физиотерапии. Хорошие результаты достигаются водолечением. Эта процедура предусматривает химическое, термическое, механическое воздействие водой на организм. Она является иммуностимулирующим, расслабляющим, тонизирующим, общеукрепляющим средством. В качестве вспомогательного лечения применяют также лазеротерапию, магнитотерапию.

Лечение алалии обоих видов рефлексотерапией подразумевает стимуляцию мозговых отделов электрическими импульсами. Процедура проводится путем раздражения рефлексогенных точек на теле. Такая манипуляция активирует рефлекторные нейро – гуморальные механизмы определенных органов.

Педагогическая коррекция

Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы.

  • Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков
  • Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
  • Игры по развитию мелкой моторике рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
  • Проведение логопедического массажа широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком.
Читайте также:  Хачатурова Марина Анатольевна, аллерголог, Москва, отзывы, 5 оценок, места приёма

Лечение недоразвития речи носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат.

Вместо заключения

Ребенка, страдающего моторной либо сенсорной алалией, важно адаптировать в социуме, чтобы не усугублять сопутствующие болезни и расстройства нервной системы и психики. Рекомендуется посещение специализированных детских учреждений, консультации, лечение у психотерапевта. Коррекционная работа с детьми по развитию речевых умений является сложным и долгим процессом. Родителям следует обратить внимание на развитие и возможные нарушения речи у ребенка с первых месяцев жизни малыша. Чем раньше будет проведено обследование и приняты меры по лечению алалии, тем больше шансов на успех.

Алалия у детей

МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Алалия у детей

ОГЛАВЛЕНИЕ

Многие родители с нетерпением ждут, когда же малыш будет радовать семью первыми словами, смешными высказываниями и заученными стишками. Проходит время, а малыш все не говорит и не говорит. Или он говорит громко, много, но ничего не понятно. Сначала, конечно, все эти несуществующие слова кажутся забавными. Но когда сверстники уже четко говорят отдельные слова, умеют строить целые предложения, а собственное дите выдает непонятный набор звуков или молчит вовсе, тогда уже никому не до смеха. Ведь они имеют дело с таким явлением, как детская алалия. О том, каковы симптомы алалии у детей, что это такое и как это возможно предотвратить, читайте в этой статье.

ПРИЧИНЫ АЛАЛИИ

Алалия – это частичное или полное отсутствие речи, нарушение фонетического, фонемного, грамматического и лексического компонентов речи при отсутствии нарушений слуха. Проявляется в аграмматизмах, очень скудном словарном запасе, неправильном произношении слов и звуков, перестановке слогов местами.

На самом деле алалия у детей – заболевание довольно редкое, около 1% дошкольников и менее процента детей школьного возраста страдают от алалии, причем мальчики – в два раза чаще. В логопедии диагноз «алалия» известен как ОНР, что означает «общее недоразвитие речи».

Возникает алалия из-за органического поражения таких зон коры головного мозга, которые называются речевыми центрами. Эти места называются центр Брока и центр Вернике. Благодаря второму центру человек может распознавать и понимать речь, как устную, так и письменную, а благодаря первому – воспроизводить речь, то есть говорить. Поэтому следует рассматривать причины непосредственно этого самого органического поражения речевых центров.

Условно причины можно разбить на несколько групп, соответствующих периодам возникновения поражения:

  • беременность;
  • роды;
  • ранний период развития.

К первой категории причин относятся следующие:

  • внутриутробные инфекции;
  • маточно-плацентарная недостаточность;
  • гипоксия плода;
  • постоянные угрозы выкидыша;
  • токсикоз;
  • наличие у мамы какого-либо из следующих заболеваний: сердечная недостаточность, легочная недостаточность, артериальная гипотония, гипертензия;
  • употребление матерью табака, алкоголя и наркотических веществ;
  • падение с последующими травмами у плода.

Причины второй категории, как правило, вытекают из первой. К ним относятся:

  • скоротечные роды;
  • затяжные роды;
  • преждевременные роды;
  • раннее отхождение вод;
  • травма от применения инструментов;
  • асфиксия плода;
  • недоношенность;
  • внутричерепная родовая травма;
  • переохлаждение или голодание сразу после рождения.

В третьей группе причин выделяют следующие:

  • гипотрофия или любое другое заболевание, следствием которого является истощение ЦНС;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалит;
  • менингит;
  • частые и долгие заболевания, такие как: рахит, ОРВИ, пневмония, нарушение работы желез (эндокринопатия);
  • операции под наркозом;
  • неблагополучная обстановка в семье;
  • отсутствие частых контактов с матерью, недостаток материнского внимания;
  • недостаток речевых контактов (с малышом почти никто не разговаривает).

Для возникновения алалии, как правило, одной какой-то причины мало. В основном провоцирует заболевание целый ряд факторов. Есть также исследования, которые показывают, что у некоторых людей существует генетическая предрасположенность к алалии.

ФОРМЫ И СИМПТОМЫ АЛАЛИИ У ДЕТЕЙ

Выделяется три формы алалии:

  • моторная алалия (экспрессивная алалия);
  • сенсорная алалия (импрессивная алалия);
  • смешанная алалия (сенсомоторная алалия или мотосенсорная алалия, в зависимости от преобладающего вида алалии).

При моторной алалии ребенок хорошо слышит, понимает речь других людей на слух. Но при всем при этом он или не может говорить, или разговаривает, но очень и очень плохо. При экспрессивной алалии поврежден центр Брока.

Если алалия сенсорная, то ребенок тоже хорошо слышит, а вот воспринимать человеческую речь уже не может. Происходит в результате поражения центра Вернике.

При смешанной форме у ребенка проблемы как с пониманием, так и с речью. В зависимости от того, что страдает больше, форма может называться мотосенсорной или сенсомоторной. Некоторые симптомы детской алалии яркие, а некоторые списываются на временные трудности, которые малыш перерастет.

СИМПТОМЫ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ

Симптомы моторной алалии у ребенка 3 лет видны лучше всего. При экспрессивной алалии нарушена речь, совсем неговорящие дети встречаются редко. Определить это можно, если малыш практически не гулит, говорить начинает года в 3-4. Он пытается подражать речи взрослых, старается подкреплять свои фразы жестами, чтобы его можно было лучше понять.

В основном же ребенок путает слоги в словах, соединяет части из разных слов (например, «мапа»). Он может заменять некоторые звуки. Например, вместо «кораблик» он скажет «колаблик» или «корабрик». Какие-то звуки могут и вовсе пропускаться или быть поменяны местами с другими. Нередка также ситуация, когда слоги или звуки повторяются в слове больше, чем нужно, что позднее может превратиться в заикание.

Страдающему моторной алалией ребенку сложно воспринимать окончания и приставки, а также служебные части речи (союзы, предлоги, междометия) и местоимения. Поэтому в своей речи он опускает их, а еще редко употребляет причастия, наречия, прилагательные и глаголы. В основном – существительные. Алалику (больному алалией) сложно понять, в чем отличие слова «кошка» от слова «кошки».

Читайте также:  Продукты, помогающие при изжоге

А еще ему трудно воспринимать «двусторонние фразы». То есть ему будет понятна фраза «шляпа мамы», потому что вещь может принадлежать человеку, а не человек вещи. Но вот словосочетание «кошка мамы» уже вызовет трудности, поскольку как у мамы может быть питомец (кошка), так и у любой кошки есть мама, которая ее родила.

Помимо этого, у ребенка может наблюдаться ряд отклонений неврологического характера. Ему сложно контролировать свои движения, он излишне неуклюж и дискоординирован. Мелкая моторика сильно нарушена, из-за чего у него возникают трудности с такими, казалось бы, простыми вещами, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц, хватание мелкой игрушки.

Некоторые алалики довольно пассивны, а некоторые, наоборот, гиперактивны. Они не способны много запоминать, концентрировать свое внимание на чем-то длительное время и в полной мере воспринимать информацию и все происходящее вокруг. Утомляются они тоже очень быстро. При этом, если у ребенка нет нарушений интеллекта, то все это можно подтянуть по мере коррекции.

СИМПТОМЫ СЕНСОРНОЙ АЛАЛИИ

Эта форма алалии встречается не так часто, как моторная. При этом ее труднее скорректировать. Виной всему тот факт, что при сенсорной алалии страдает восприятие человеческой речи. Ребенок слышит звуки, да. Но он не может порой отличить речь от напевания себе под нос мелодии без слов или кашля. Для него слова – шум. Поэтому признаки сенсорной алалии у детей будут отличаться от признаков моторной алалии.

Один из главных симптомов сенсорной алалии – громкая, звонкая и малопонятная речь, которую называют «словесным салатом» или логореей. Здесь тоже имеет место замена или пропуск звуков, комбинирование слогов из разных слов, неправильная постановка ударений. Плюс ко всему сюда добавляется эхолалия – бессмысленное повторение фраз, слов или отрывков слов. При этом, если попросить его повторить какое-то конкретное слово за взрослым, то ничего не получится.

Речь взрослых он почти не понимает, только отдельные слова в контексте. Например, мама, когда зовет есть, говорит «Пойдем кушать». И при этом она говорит это на кухне возле стола, где приготовлена пища, или накладывает еду. Если ребенок услышит эту фразу где-нибудь в гостях или вообще на улице (предложила мама зайти в кафе, допустим), он не поймет. Для него не существует связи между словом и его обозначением (предметом, явлением, действием). Сам же алалик формирует предложения со множеством грамматических ошибок.

У ребенка с алалией есть свои психологические особенности. Он не может контролировать как свою речь, так и свое поведение, эмоции и внимание. Ему сложно не только держать концентрацию, но и в принципе сфокусироваться или переключиться с одной задачи на другую. Зачастую он импульсивен, быстро утомляется, настроение его переменчиво, с взрослыми на контакт идти не хочет, со сверстниками не играет, поскольку просто не понимает, что происходит и о чем ребятишки говорят. Также может бояться и болезненно реагировать на звуковые раздражители. Называется такое явление гиперакузией. Эти симптомы алалии у детей в 3 года наиболее заметны.

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АЛАЛИИ

ДИАГНОСТИКА

Первый вопрос, который возникнет в голове обеспокоенного родителя: «Когда имеет смысл бить тревогу и бежать к врачам?». Не ранее 2,5-3 лет. Дело все в том, что развитие речи у каждого ребенка разнится. Однако именно в этот период можно достоверно распознать нарушения. А та же моторная алалия у ребенка 3 лет видна лучше, хотя иногда можно распознать симптомы алалии у детей в 2 года.

Второй вопрос: «К кому идти?». Есть целый ряд специалистов, у которых необходимо пройти обследование:

  • детский невролог (к нему в первую очередь);
  • логопед;
  • детский отоларинголог;
  • детский психолог.

При сборе анамнеза родителей спросят о развитии ребенка, чтобы представить примерную картину. Чтобы оценить общее состояние ребенка, характер повреждений, ему назначат ряд тестов, среди которых:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • рентгенограмма черепа.

Чтобы проверить способность ребенка слышать, что важно для диагностирования алалии, проводят тесты по выявлению тугоухости (отоскопия, аудиограмма и т. д.). Помимо этих анализов, проводят диагностику слухоречевой памяти, диагностику устной речи. Прогнозы лечения алалии у детей обычно делаются на основании данных, полученных с анализов.

КОРРЕКЦИЯ

Для всех форм алалии важен комплексный подход: сочетание занятий с логопедом, медикаментозного лечения и физиотерапии. В последнюю входят такие процедуры, как:

  • электрофорез;
  • лазеротерапия;
  • электропунктура;
  • водолечение;
  • рефлексотерапия (ИРТ) и т. д.

Занятия с логопедом должны носить систематический и комплексный характер, поскольку необходимо работать над всеми проблемами сразу. Ребенку с моторной алалией формируют пассивный словарный запас, с ним работают над грамматическим оформлением речи, учат связно говорить, правильно произносить звуки. Помимо этого, ему назначается логоритмика и логопедический массаж.

Лечение сенсорной алалии у детей будет отличаться. Здесь для начала важно наладить восприятие звуков, научить отличать речевые и неречевые звуки, понимать речь на слух, соотносить слова и их значения, различать грамматические конструкции, сформировать словарный запас. Когда понимание речи выйдет на новый уровень, тогда формирование собственной речи будет улучшаться и идти быстрее. Такая терапия поможет преодолеть трудности при обучении.

Да, нельзя сказать, что это полноценное лечение алалии. Всего лишь коррекция. Однако при грамотном подходе она может дать очень хорошие результаты.

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ

К сожалению, нет точного способа предотвратить алалию. Будущей маме остается только беречь себя, избегать травм, болезней, правильно питаться и вести здоровый образ жизни. Ребенку, страдающему алалией, необходимо проводить профилактические занятия по предупреждению вторичной интеллектуальной недостаточности.

И помните, алалия – не приговор. Если своевременно начать коррекцию, то в будущем ребенок сможет полноценно влиться в общество, заявить в нем о себе и понять, что ему ответят другие.

Ссылка на основную публикацию
Активная жизненная позиция
Жизненная позиция личности. Примеры активных жизненных позиций Формирование жизненной позиции С чего начинаются проблемы, которыми изобилует наш жизненный путь? Где...
Акласта инструкция по применению, цена, отзывы на форумах, побочные действия и аналоги
Акласта Показания к применению Остеолитические, остеосклеротические и смешанные костные метастазы солидных опухолей; остеолитические очаги при множественной миеломе (в составе комбинированной...
Акнекутан – инструкция по применению, показания, дозы, аналоги
Расчет дозы препарата Акнекутан ® Акнекутан — это системный ретиноид (действующее вещество — изотретиноин), применяющийся для лечения акне. Этот препарат...
Активное вещество Фосфокреатин показания к применению, дозировка, противопоказания fosfocreatine
Дистрофия миокарда Под воздействием определенных патологических состояний, обменные процессы сердечной мышцы нарушаются, и ведет это к дистрофическим изменениям миокарда. В...
Adblock detector