Цель и мотивы деятельности

Цель и мотивы деятельности

Потребности и мотивы

Потребности и мотивы человека

Одной из новейших комплексных научных дисциплин, оформившихся в XX в., стала общая теория систем. В соответствии с установками этой теории одним из ключевых общенаучных понятий утвердилось понятие системы, а одним из методов научной методологии стал системный подход к действительности, причем виды систем чрезвычайно многообразны. Они могут быть статическими или динамическими, открытыми или закрытыми. Примером открытой системы. т.е. системы, тесно связанной с окружающей средой, является человек. Это означает, что человек не может существовать без тесной связи с окружающей его внешней средой, природной и социальной.

Этим обстоятельством и вызывается наличие у человека разнообразных потребностей, тот или иной состав которых является важнейшей характеристикой личности.

Удовлетворение этих потребностей — фундаментальное условие человеческого существования. В этом процессе выражается тесная связь человека с окружающей средой, его принадлежность к тому типу систем, которая характеризуется как открытая система.

В психологической науке потребность определяется как внутреннее состояние индивида, вызываемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее в качестве глубинного источника всех форм его активности.

С потребностями тесно связано и понятие мотива. Мотив — это связанное с потребностями внутреннее состояние готовности к активным действиям определенной направленности и формы.

Потребности как психический процесс имеют некоторые особенностями:

  • они связаны с предметом, к которому человек стремится, или с каким-либо видом деятельности, который должен доставить человеку удовлетворение, например с игрой или работой;
  • более или менее четкое осознание данной потребности, сопровождающееся определенным эмоциональным состоянием готовности к конкретным действиям;
  • эмоционально-волевое состояние, сопровождающее поиск путей и средств удовлетворения потребности и ее реализацию;
  • ослабление этих состояний при удовлетворении потребностей.

Потребности человека многообразны. Они делятся нематериальные или естественные (в пище, одежде, жилище, генле) и культурные, или социальные, связанные с приобретением знаний, изучением наук, приобщением к конфессиональным и художественным ценностям, а также с потребностью в труде, общении, общественном признании и т.н.

Естественные потребности отражают зависимость человека от природных, материальных условий, необходимых для поддержания его жизни. В культурных потребностях отражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.

Когда потребность осознается, происходит се «опредмечивание», конкретизация, она приобретает форму мотива. Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и целях поведения, обеспечивающего ее удовлетворение.

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем. что всякая деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного субъекта.

Мотивация — это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные условия деятельности, направленной на преобразование среды в соответствии с потребностями человека.

Общая мотивация, характерная для данного человека, является важнейшей составляющей характеристики его личности.

Наиболее известной и разработанной теорией мотивации является концепция иерархии мотивов американского психолога Абрахама Маслоу.

Представитель гуманистической психологии, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США А. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ними иерархическую структуру поведенческих мотивов. Его модель потребностей, нашедшая широкое применение в психологии управления, психотерапии, деловом общении, в дальнейшем уточнялась и дорабатывалась, но принцип рассмотрения потребностей и мотивов поведения остался тем же. А. Маслоу выделяет следующие фундаментальные потребности:

  • физиологические (органические) — потребности в пищи, сне. сексе и т.п.;
  • в безопасности — проявляется в том, что человеку нужно чувствовать себя защищенным, избавиться от страха. Для этого он стремится к материальной обеспеченности, следит за своим здоровьем, заботится о своем обеспечении в старости и т.д.;
  • в любви и принадлежности — человеку свойственно принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. Реализуя эту потребность, человек создает свой круг общения, заводит семью, друзей;
  • в уважении — человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успехов. Реализация потребности в уважении связана с трудовой деятельностью человека, его творчеством, участием в общественной жизни;
  • в самоактуализации — в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией как своих способностей, так и личности в целом.

Потребности образуют иерархию, поскольку подразделяются на низшие и высшие. А. Маслоу выявил следующие особенности мотивации человека:

  • мотивы имеют иерархическую структуру;
  • чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности;
  • с повышением потребностей повышается готовность в большей активности.

Базовым уровнем потребностей являются физиологические, поскольку без их удовлетворения человек жить не может. Базисной является также и потребность в безопасности. Более высокие, социальные потребности, куда относятся потребности в принадлежности, имеют разную степень выраженности у разных людей, однако вне человеческого общения ни один человек (как человек) существовать не может. Престижные потребности, или потребность в уважении, связаны с социальным успехом личности. Фактически же полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворяет свои потребности в самоактуализации.

Читайте также:  Сколько углеводов в киви 100г · GitHub

Процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии потребности каждою нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы, поэтому принцип иерархии называют принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности).

Высшие потребности имеют следующие признаки:

  • они более поздние;
  • чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться;
  • жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньшая склонность к болезням и т.д.;
  • удовлетворение чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость счастье, обогащает внутренний мир.

Л. Маслоу считал личностями только тех людей, целью которых является развитие своих способностей, самоактуализация. Всех остальных он называл недочеловеками. Самоактуализация представляет собой личностный рост в ходе продуктивной деятельности, это рост «вверх». Личностный, психологический рост он рассматривал как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей. Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Пока доминируют низшие потребности. движение к самоактуализации не может начаться. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. Человеку, все усилия которого направлены на добывание средств к жизни, не до высоких материй.

Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. То, на что жалуются люди, а также уровень их жалоб служат показателем развития личности и просвещенности общества. А. Маслоу полагал, что конца жалобам не будет и можно лишь надеяться на повышение их уровня.

Основными функциями мотивов является функции побуждения к действию и функция смыслообразования.

В психологическом плане существует различие между целями, которые ставит человек для того, чтобы добиться удовлетворения той или иной потребности, и мотивами его деятельности: цели всегда являются сознательными, а мотивы, как правило, актуально не осознаются. Действуя под влиянием того или иного побуждения, человек осознает цели своих действий, но дело с осознанием мотивов, того, ради чего они совершаются, обстоит иначе. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Поэтому его обнаружение составляет специальную задачу — осознание мотива. Причем речь идет о задаче осознания смысла его действий на личностном уровне, т.е. о личностном смысле деятельности.

Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи.

Начинают анализ с потребностей, поскольку наличие у человека потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как обмен веществ. Организм человека, как и любая живая система, неспособен ни поддерживать свое внутреннее динамическое равновесие, ни развиваться, если он не находится во взаимодействии с окружающей средой.

В своих первичных биологических формах потребности есть состояние организма, выражающее объективную нужду в чем-то, что лежит вне его. По мере становления личности происходит изменение и развитие потребностей. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым их сочетанием.

Любые проявления активности человека сопровождаются чувствами и эмоциями, которые в значительной степени определяют характер этой активности.

Что такое мотивация в психологии и какие особенности она имеет?

Понятие и характеристика

Мотив в психологии — это некая цель, ценность для человека, которой он стремится достичь. Мотив становится смыслом его деятельности. Он может быть положительным, вызывать позитивные эмоции, или негативным, вызванным неудовлетворением. Мотив часто не очевиден. Для его осознания требуется глубинный самоанализ.

Впервые понятие «мотивация», как основной побудитель к деятельности, употребил в научной работе А. Шопенгауэр. Отдельные психологи предлагали другие трактовки. К. Платонов под мотивацией понимал совокупность мотивов, а В. Вилюнас — систему процессов, побуждающих к деятельности. Советские психологи А. Леонтьев, С. Рубинштейн определяли мотив как потребность, обличенную в форму.

Мотив часто путают с целью и потребностью, но эти термины не взаимозаменяемы. Потребность — это осознаваемый дискомфорт и желание его устранить. Цель — выбор предмета, удовлетворяющего желание. Мотив — достижение цели.

Как выделять цель и формировать задачи?

Также нужно разделять цель (результат) и задачу (ситуацию, решение которой приведет к цели). Цель отвечает на вопрос «Что?», задача отвечает на вопрос «Как?». Правильная постановка цели и выбора задач взаимосвязаны. Если индивид их не различает, то вместо достижения глобального результата он фокусируется на мелких задачах, отдаляется от цели.

Задачи нужно распределять по степени значимости:

  • текущие — рутинные действия, которые нужно выполнять часто, но они не занимают много времени (например, проверка почты);
  • ключевые — действия, которые требуют много усилий, и их нужно выполнить быстро (например, сдача квартального отчета);
  • отложенные — задачи, которые необязательно выполнять сразу (например, подготовка стендов, проведение презентации);
  • незначительные – такие задачи не влияют на приближение к цели, их выполнение можно передать подчиненным или вовсе исключить из списка.
Читайте также:  ПОЧЕМУ НЕМЕЮТ ПАЛЬЦЫ РУК; Городская поликлиника №7 г

У каждой задачи есть этапы — дата выполнения работы или одной задачи. Если очередность этапов не соблюдается, процесс достижения цели стопорится.

Историческая сводка

Многих зарубежных и отечественных психологов интересует, что побуждает индивида к деятельности. Изучением мотивации занимались еще древнегреческие мыслители.

Начиная с 14 века, когда философы сосредоточились на изучении гедонизма как естественного стремления индивида к удовольствию, внутреннее побуждение рассматривали как заложенный природой механизм выживания. Впоследствии единение побуждающих к действию импульсов назвали мотивацией. Этот термин стали использовать для объяснения причин поведения человека, животных.

Ближе к 20 веку мотивацию изучали в ряде школ. Бихевиористы рассматривали ее как причину телесных импульсов, реакцию организма на воздействие. Это породило формулу «стимул — реакция», которая объясняла любой вид активности. В психоанализе по Фрейду основа мотивации — влечение человека. Желание зарождается в органе и воплощается в непреодолимое влечение. Гуманисты под этим термином понимают удовлетворение инстинкта.

Среди зарубежных психологов интерес к проблеме изучения мотивации неразрывно связан с изучением эмоциональной сферы. Получая положительный эмоциональный стимул, человек ведет себя активнее, запоминает больше информации. Но единой теории, которая объясняла бы принцип работы мотивации, нет. Среди советских ученых больше всего внимания изучению мотивации уделяли В. Бехтерев, И. Павлов, И. Сеченов. Вместо схемы «стимул — реакция» они предложили формулу «сигнальность — подкрепление». Сигнал раздражает органы чувств, но для действия необходимо подкрепление — многократное повторение сигнала. Бехтерев считал, что психологические процессы подвержены тем же рефлексам, что нервная система.

На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Ученые определили основные положения, которые разделяют отечественные и зарубежные исследователи:

  1. Мотивация — социально обусловленное образование. В течение жизни она может изменяться.
  2. Мотивационная сфера имеет мотив, цель, эмоции.
  3. Для деятельности важно совпадение мотива и цели.
  4. Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностью реализации.

Изучение психологических теорий мотивации продолжается. Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций.

Этапы и виды

В механизме формирования биологической мотивации ведущую роль играет гипоталамус. Он запускает схему появления мотива:

  1. Выработка гормона — биологические потребности трансформируются, посылая сигналы другим системам органов. Например, возникает чувство голода.
  2. Мотивационное возбуждение — возникает потребность удовлетворить желание. Индивид стремится избавиться от чувства голода.
  3. Выбор стратегии поведения — необходимо определить дальнейшие действия. Приходится выбирать, как устранить чувство голода: выбрать готовую еду, приготовить что-то самому или поесть в кафе.

  1. Внешняя — обусловлена обстоятельствами, не связана с конкретной деятельностью. Она может быть стимулирована извне (предложение награды) или изнутри (через управление эмоциями). Подходит для решения простых задач. Для сложной творческой работы нужен другой подход.
  2. Внутренняя — связана с сутью деятельности. Для нее нужна не материальная, а эмоциональная награда. Выполняя задачу, человек чувствует моральное удовлетворение и это уже достаточный стимул.
  3. Отрицательная — основана на желании избежать неудачи. Подавляя страх наказания, индивид испытывает отрицательные эмоции. Чтобы избавиться от них, он отказывается от деятельности. Длительная отрицательная мотивация может деморализовать человека.
  4. Положительная — основана на положительных стимулах. Индивид стремится к реализации способностей, раскрытию психологического потенциала. Увлеченность помогает достигать хороших результатов в труде.
  5. Индивидуальная — помогает удовлетворить базовые потребности. Благодаря физиологическим мотивам человек стремиться улучшать бытовые условия.
  6. Групповая — необходима для нормальной социализации. Помогает поддерживать структуру общества, занимать свое место в групповой иерархии.
  7. Познавательная — направлена на удовлетворение исследовательской деятельности. Работает в детстве, когда ребенок через игру познает окружающий мир.

Для одного и того же вида деятельности могут использоваться разные способы стимуляции. В отдельных сферах используется только один, основной вид мотива, без которого невозможно достичь цели.

Сферы применения

Чтобы реализовать потенциал, индивид должен использовать правильный мотив, подходящий для конкретной деятельности:

  1. Работа — профессиональная реализация. Руководители в качестве стимула часто выбирают штрафы, бонусы. Материальное вознаграждение влияет на работника только на начальном этапе. Работник привыкает к денежной стимуляции очень быстро. Когда эффект от нее проходит, а новых методов побуждения нет, работоспособность снижается. Чтобы повысить ее, у работника должна быть установка на раскрытие своего профессионального потенциала.
  2. Учеба — получение знаний. Основным стимулом становятся высокие отметки. Низкие не только расстраивают, но и лишают стремления попробовать понять сложную тему. В учебной деятельности главным стимулом должно стать повышение уровня знаний. Если его нет, обучение будет восприниматься как наказание и ученик будет его избегать.
  3. Спорт — победа над собой. Достижение нового спортивного рекорда мотивирует малую часть людей. Спортсмен должен хотеть улучшить собственные результаты, а не превзойти соперников. Иначе он постоянно будет сравнивать себя с другими и у него быстро наступит профессиональное выгорание.
  4. Личные цели — стремление к самосовершенствованию. Выбрав целью получение новой профессии, открытие собственного бизнеса, человек должен стремиться раскрыть свой потенциал. Если мотив деятельности — доказать кому-то свою состоятельность, то желание исчезнет, как только пропадет внешний стимул.
  5. Реклама, развлечения — получение удовольствия. Психологический комфорт связан с уровнем дохода и покупательной способностью.
    Мотивировать человека, который изначально не заинтересован, сложно. Для него лучше сработают методы самомотивации, которые можно придумать для себя самостоятельно.
Читайте также:  Кольца Дельбе и повязка Дезо повязка при переломе ключицы

Методы самомотивации для достижения результата

Когда принятые способы побуждения не работают, на помощь придут методы, облегчающие поиск внутренних ресурсов для выполнения деятельности:

  1. Метод маленьких шагов. Большая задача выглядит сложной. Снизить неприятный психологический эффект поможет применение метода поэтапного выполнения. Большие задания нужно раздробить на маленькие, а их — на еще меньшие действия, которые можно выполнить за 5–10 мин. Попытка выполнить работу сразу демотивирует, а на выполнение маленького задания легко настроиться. В психологии такой подход называют «детскими» шагами — ведь чтобы научиться бегать, ребенок сначала должен сделать первый неуверенный шаг.
  2. Метод негативного подкрепления. Он подходит, когда нужно победить вредную привычку или зависимость. Нужно придумать для себя наказание (например, класть в копилку 10 руб.) и каждый раз, когда не получилось сдержаться, «оплачивать» свой промах. Минус такого метода — его нельзя использовать для больших целей.
  3. Метод авторитета. У каждого человека есть кумир — личность, чье мнение значимо. Этот прием основан на желании получить одобрение кумира. Нужно представить, что он следит за выполнением работы. Можно даже писать для него отчет или записывать видео.

Основной способ достижения цели — четкое понимание, для чего это нужно человеку. Навязывать мотивацию бесполезно. Выполняя деятельность, которая не нравится, раздражает, человек будет мечтать только об одном — избавиться от этой обязанности. Мотивация должна строиться на личном желании — тогда она будет действенной.

Цели и мотивы деятельности

Ф. Н. Гоноболин. «Психология»
Изд-во «Просвещение», М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Деятельность человека характеризуется наличием цели, которую он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности, а есть только отдельные случайные действия. Бывает, что человек сделал что-то, не ставя перед собой определенной цели. Так, сгоряча он совершил поступок, о котором потом сожалел. Результат поступка оказался нежелательным.
В этом случае действия человека не имели характера деятельности, а представляли собой так называемый импульсивный поступок.
На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, т. е. побуждения к ней, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Таким образом, мотив — причина, побуждающая к деятельности, а цель — это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу.
Цель не всегда совпадает с мотивом. Но важно, чтобы цель стала мотивом деятельности. Тогда у человека возникает стремление как можно лучше выполнить свою задачу. Это становится его потребностью.
В процессе деятельности перед человеком обычно стоит не одна цель, а целая система подчиненных друг другу целей. Если школьник решает пример по алгебре, то ближайшая его цель — выполнить действия так, чтобы получить правильный ответ. Но за этой непосредственной задачей стоит стремление научиться алгебраическим преобразованиям. Данная цель подчиняется, в свою очередь, более широкой задаче — изучить математику.
Но и это не является конечной целью школьника. За этой задачей стоит более общая, главная цель — стремление юноши стать образованным человеком и знающим специалистом, строителем и членом коммунистического общества.
В этой системе одни из целей являются ближайшими, другие — более отдаленными. Точно так же и мотивы деятельности бывают близкими, или короткими, и далекими. Если человек руководствуется только короткой мотивацией, то у него может не быть перспективы в деятельности. Это говорит об ограниченности его интересов или отсутствии необходимой принципиальности.
Люди, которые руководствуются только ближайшими мотивами, обычно ставят перед собой и примитивные цели (удовлетворить свои материальные потребности, получить удовольствие). Эти люди, как правило, не склонны отказывать себе в чем-либо, они не привыкли преодолевать большие трудности.
Человек, который руководствуется далекой мотивацией, рассматривает ближайшие цели только как необходимый этап, как ступень на пути к достижению главной цели своей деятельности. Трудности не побуждают таких людей отказываться от работы, отдельные неудачи не ослабляют, а только усиливают их стремление к решению поставленной задачи, которая нередко является целью всей жизни.
Недаром И. П. Павлов среди причин, побуждающих его к деятельности, указал на существование трудностей на пути к поставленной цели.

Ссылка на основную публикацию
Цветки калины лечебные свойства и противопоказания, заготовка и хранение, рецепты приготовления
Всем — горько! Польза калины для здоровья и кому нельзя Ни об одной другой ягоде эксперты по здоровому питанию не...
Хронический уретрит у женщин — симптомы и лечение
Уретрит Современные методы диагностики. Лечение в сети клиник «ДалиМед» в Санкт-Петербурге. Уретрит – инфекционное заболевание, проявляющееся в виде воспалительного процесса...
Хронический холецистит диагностика и лечение холецистита в СПб, цена
Холецистит «ЮНИОН КЛИНИК» гарантирует полную конфиденциальность Вашего обращения. Ультразвуковое исследование желчного пузыря - 600 руб. УЗИ печени и желчного пузыря...
Цветная капуста — химический состав, пищевая ценность, БЖУ
Цветная капуста: польза и вред для организма человека Цветная капуста (Brassica oleracea L. var. botrytis L.) является распространённой овощной культурой,...
Adblock detector