Чем может помочь дефектолог ребенку с ЗПР

Чем может помочь дефектолог ребенку с ЗПР

Выдающиеся ученые-дефектологи

В результате изучения главы обучающийся будет:

  • знать различные теории обучения, воспитания и развития;
  • уметь использовать их в ходе разработки основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
  • владеть историческим методом и умением его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2).

Психологи и врачи в становлении специального образования в России

Григорий Иванович Россолимо (1860–1928), выдающийся невропатолог и психиатр, стоял у истоков создания школы-санатория для детей с физическими и психическими нарушениями.

Научное наследие Г. И. Россолимо – 100 научных работ- па разнообразные темы анатомии, физиологии, клиники нервной системы, детской дефектологии, экспериментальной психологи и др. Особую область профессиональной деятельности ученого представляет работа с больными детьми. Г. И. Россолимо уделял пристальное внимание правильному воспитанию детей, изучению особенностей детской психики, роста и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность Г. И. Россолимо как педолога началась очень рано. Уже в 1890-х гг. он являлся деятельным членом педагогического кружка, собиравшегося в особняке Морозовых на Воздвиженке и вошедшего потом в состав Педагогического общества при Московским университете, в котором был организован детский клуб сначала для дошкольников, а затем и для школьников и подростков, где лучшие педагогические силы занимались изысканием и проведением в жизнь новых и более правильных приемов воспитания.

В 1898 г. в статье «Страх и воспитание» Г. И. Россолимо указывает на неправильную постановку как первоначального, так и школьного воспитания и на целый ряд причин, травмирующих нервную систему ребенка. Осенью 1911 г. он организует в небольшой квартире на Грузинах на свои собственные средства Институт детской психологии и неврологии, впоследствии расположившийся в особняке на Собачьей площадке. Сюда стекаются со всех концов не только Москвы, но и далеких окраин России родители, педагоги и врачи для получения совета относительно своих как больных, так и здоровых детей. В этом институте впервые была осуществлена совместная работа педагогов и врачей.

Еще рельефнее выглядит деятельность Г. И. Россолимо как дефектолога. Уже при изучении личности нормального ребенка он подошел к разработке свойств человеческой природы с точки зрения всестороннего анализа патологических явлений, и, таким образом поставив на первый план изучение личности дефективного ребенка.

Практическая деятельность ученого в области дефектологии началась с 1908 г.; он стал руководителем в приюте «Убежище св. Марии» (ныне детский дом имени Г. И. Россолимо).

Вопросы детской психоневрологии и дефектологии занимали неугомонный исследовательский ум Г. И. Россолимо, и он создал детское отделение в клинике нервных болезней, первое в составе других отделений клиники не только в СССР, но и в Европе. Это дало Г. И. Россолимо возможность наблюдать особенности нормального и патологического развития и глубже изучать невропатологию детского возраста. Вскоре появилась его работа о психологическом профиле как методе исследования, сыгравшая значительную роль в детской экспериментальной психологии как у нас в стране, так и за рубежом.

Широко образованный музыкант, разносторонне одаренный человек, Г. И. Россолимо никогда не замыкался в кругу ученых и врачей, он постоянно общался с литературным, художественным и музыкальным миром.

Лев Семенович Выготский (1896–1934) – выдающийся отечественный психолог, создатель концепции развития высших психических функций, которого, помимо прочего, привлекала особая сфера практики – работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. Занятия в Институте психологии в Москве в 20-е гг. прошлого века он совмещал с активной деятельностью в Народном комиссариате просвещения. Проявив блестящие организаторские способности, Л. С. Выготский заложил основы дефектологической службы, и в дальнейшем стал научным руководителем существующего поныне специального научно-практического института.

В центре внимания Л. С. Выготского всегда была проблема развития детской психики, трактуемая под одним и тем же углом зрения – созидание из се биопсихического природного «материала» новых культурных форм. Ученый считался одним из главных педологов страны. Его перу принадлежат «Педология школьного возраста» (1928), «Педология юношеского возраста» (1929), «Педология подростка» (1931), «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства (1931), «Основные проблемы современной дефектологии» (1929) и многие другие.

Л. С. Выготский стремился воссоздать общую картину развития психического мира. Занявшись глобальными вопросами соотношения обучения и воспитания, он дал этому соотношению новаторскую трактовку в своей концепции «зоны ближайшего развития», согласно которой действенным является только то обучение, которое «забегает вперед» развития. В последний период творчества лейтмотивом исканий Л. С. Выготского, связывающих в общий узел различные ветви его работ (история учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.

Хотя ранняя смерть не позволила Л. С. Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Идеи Л. С. Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии, и определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России, поныне сохраняя свой эвристический потенциал.

Клара Самойловна Лебединская (1925–1993) – выдающийся детский психиатр и дефектолог. Уже первое ее исследование дало начало новому направлению в науке – детской психоэндокринологии. Результаты исследований в рамках этого направления обобщены в монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания» (1969), которая и сегодня остается читаемой и цитируемой.

Необходимо отметить, что заслугой К. С. Лебединской было не только открытие и разработка нового направления детской психиатрии: ее работы вносили вклад в развитие психиатрической науки в целом, и благодаря им само клиническое мышление становилось более многомерным, ибо в центр внимания выводились факторы динамики возрастного развития и биологического созревания, их роль в проявлении психического заболевания; углублялось понимание биологической конституции, рассматривались варианты дисгармоничного и поврежденного развития, связь соматической конституции с особенностями психического и социального развития.

К. С. Лебединская возглавляла сектор клинико-генетического изучения аномальных детей. Она вела консультативные приемы, регулярные клинико-психологические разборы, руководила многими научными работами, комплексными психофизиологическими, нейропсихологическими, клинико-психологическими исследованиями. Ее научные интересы в это время были сосредоточены на изучении патологии в развитии эмоциональной сферы детей и подростков и психопатологии задержки психического развития. К. С. Лебединская изучала клинико-психологическую структуру этих нарушений, описывала различные варианты патологии подростковых кризов, разрабатывала новые принципы классификации и медикаментозной терапии, критерии дифференциальной диагностики.

В конце 1970-х гг. К. С. Лебединская начала активно заниматься проблемой детского аутизма. В 1978 г. она создала при НИИ дефектологии АПН СССР первую в нашей стране группу специалистов, осуществлявшую комплексную медико-психолого-педагогическую помощь детям с аутизмом. Под ее руководством начались научные разработки проблемы, была создана оригинальная концепция понимания закономерностей этой аномалии развития, сформулированы подходы к ее коррекции. Научные статьи, методические разработки, монографии привлекли внимание научных кругов и широкой общественности к проблеме детского аутизма. «Диагностика раннего детского аутизма» (1991) К. С. Лебединской стала последней ее монографией, в которой были заложены основы развития средств ранней диагностики, ранней коррекции этой сложной аномалии психического развития.

Владимир Иванович Лубовский – доктор психологических наук, профессор, действительный член (академик) РАО. Основные направления научных исследований В. И. Лубовского связаны с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками, регуляторных механизмов их деятельности, дифференциальной диагностики нарушений психического развития. Этим проблемам посвящены книги ученого «Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии» (1978), «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей» (1989). Значительный вклад внесен В. И. Лубовским, его сотрудниками и учениками в изучение психологической структуры нарушений психической деятельности у детей с задержкой психического развития, в разработку организационных и методических аспектов коррекционно-педагогической работы с этими детьми («Обучение детей с задержкой развития» (1981), «Дети с задержкой психического развития» (1984)). Результаты многоплановых исследований отражены более чем в 200 публикациях и нескольких монографиях, целый ряд работ опубликован за рубежом, в Великобритании, США, Польше, Японии.

Читайте также:  Контакты компании ДвериЯ в Санкт-Петербурге

Людмила Ивановна Солнцева – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Научные интересы Л. И. Солнцевой охватывают широкий круг проблем тифлопсихологии и тифлопедагогики, где особое место занимают вопросы физического воспитания детей с нарушениями зрения, их интеграции в массовые школы и детские сады. Ею сформулированы основные направления коррекционной работы в школах для слепых детей, разработаны специальные учебные программы. Свойственное научной деятельности Л. И. Солнцевой сочетание глубины теоретических изысканий с направленностью на практические результаты приносит заслуженное признание ее работ как учеными- исследователями, так и специалистами-практиками.

Л. И. Солнцева – автор более 120 научных работ, среди которых монографии, удостоенные специальных премий: «Дети с глубокими нарушениями зрения» (1967) и «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста» (1980).

Работы отечественных ученых (А. Р. Лурии, Б. В. Зейгарник, И. М. Соловьева), раскрывающие причины, время и сущность возникновения психических нарушений, позволяют специальным педагогам обучать, воспитывать и развивать детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

  • Причины ЗПР
  • Классификация
  • Характеристика детей с ЗПР
    • Интеллектуальная сфера
    • Речевой статус
    • Эмоциональная сфера
  • Диагностика
  • Коррекция задержки психического развития
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

Читайте также:  Герцептин отзывы больных при раке молочной железы

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

О самом важном. Педагог-дефектолог размышляет о развитии детей

В середине мая в Челябинске, в «Областном центре диагностики и консультирования» состоялся областной конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог года», направленный на поддержку инновационных разработок в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В конкурсе приняли участие 14 специалистов, десять из них вышли в финал. В рамках конкурсных испытаний они продемонстрировали мастерство проведения коррекционно-развивающих занятий, умение вести дискуссию, общую культуру и эрудицию. Семнадцатого мая состоялась церемония награждения призеров и победителя. Нам, копейчанам, приятно, что абсолютным победителем первого в области конкурса такого ранга стала учитель-дефектолог детского сада №15 КГО Ирина Вишнякова.

Вишнякова Ирина Владимировна родилась в городе Коркино. По первому образованию – учитель начальных классов, преподаватель ИЗО. В 2010 году окончила факультет коррекционной педагогики по специальности «дошкольная педагогика и психология», специалист по работе с детьми с ОВЗ. В Копейске проживает с 2001 года, работала в школе преподавателем ИЗО, затем в детском саду №53 коррекционным воспитателем, с 2013 года – в детском саду №15 специалистом-дефектологом. Замужем, имеет двух взрослых сыновей.

Кто они – особые дети?

— Ирина Владимировна, некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог в детском саду. Другим же приходится соприкоснуться с данным специалистом. В чем заключается работа дефектолога в детском саду? Каковые его функции?

— Дефектолог – это специалист, который работает с особыми детьми: имеющими нарушения зрения, слуха, с задержкой психического развития. В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. Категория деток, с которыми занимаются в нашем детском заду, — ЗПР, то есть с задержкой психического развития.

Окружающий мир и развитие речи – так называется наше направление. Плюс формирование элементарных математических представлений. И конечно, развитие психических процессов и развитие мелкой моторики.

Как у дефектолога у меня есть группа сопровождения. Мы можем проконсультировать родителей, посмотреть ребенка с согласия родителей именно комиссией. В комиссию входят педагог-психолог, старший воспитатель (председатель нашего ПМПК), логопед и дефектолог. Мы можем оказать помощь любому ребенку. Но конкретно мои функциональные обязанности – это группа, она разновозрастная, в которую входят только дети, в отношении которых после обследования ПМПК дается заключение:

«Адаптированная программа для ребенка с задержкой психического развития». В группе 14 человек, из них шесть ребят в этом году – уже выпускники.

— Как проводите занятия – все вместе или индивидуально?

— Занятия проводятся по подгруппам. Утром, например, у меня занятия по окружающему миру с одной подгруппой, а вторая идет к логопеду. Потом меняются. Так ребята лучше воспринимают занятия, учитывается индивидуальный подход к ребенку. Когда занятия по подгруппам заканчиваются, у них могут быть фронтальные занятия, например, музыкальное или физкультурное. Потом я беру детей на индивидуальные занятия. Они проходят недолго, в среднем по 15 минут, могу объединить детей парами или по трое.

Больше движения и больше внимания

— Каковы, на ваш взгляд, причины, что достаточно много современных детей отстают в развитии?

Читайте также:  Как быстро отрастить ногти в домашних условиях - ванночки и средства, отзывы

— Бывает, ребенок часто болеет. Или случаются какие-то психологические травмы в семье. Все это тоже может нанести урон ребенку. И вот он, самый главный показатель, что что-то с ребенком не так, — он не усваивает программу. Тогда мы предлагаем родителям посмотреть ребенка на нашем ПМПК. Если нужен дефектолог или логопед, а чаще всего психолог, он может взять его на три месяца. Если за три месяца нет динамики, направляем на медкомиссию. Часто бывает, например: ребенок не слушает на занятиях, а у него просто нарушен слух. То есть все очень индивидуально.

Часто причиной того, что дети отстают в развитии, является гиперопека со стороны родителей. У нас есть шестилетний ребенок, которого папа заносит в группу на руках, раздевает его сам. В итоге у ребенка не развивается мелкая моторика. Давайте вспомним: раньше дети сами застегивали пуговицы, зашнуровывали ботинки, подметали веником, играли в песочнице, строили из камней крепости. А сейчас родители боятся, что ребенок испачкается, поэтому надо гулять спокойно. А на одежде и обуви у него очень удобные липучки, застегивать не надо. В итоге пальчики не развиваются, а с мелкой моторикой связан и речевой центр. В свою очередь задержка речевого развития влечет задержку психического, все взаимосвязано. Ну и беда нашего времени — это телефоны и компьютеры. Когда ребенок не общается, закрыт в этих игрушках.

— Получается детям не хватает общения, в том числе самого главного общения – с родителями? Почему это происходит?

— Чаще всего родители просто замотаны на работе, у них элементарно нет времени. Пришла мама домой усталая, сготовила ужин и падает у телевизора. Ребенок накормлен-напоен – и ладно, пусть мультик смотрит. С одной стороны, понять таких родителей можно, но с другой… Понимаете, этот период, от года до пяти-шести лет, настолько короткий, и он никогда не повторится. Когда ребенок, подрастая, активно познает мир, у него появляются осмысленные фразы, он задает вопросы, стараясь понять процессы в жизни, в природе. Красный цветок, пестрая птичка – все это для него красиво, и все это надо с ним проговаривать. Так же и в математике, когда дети начинают свои пальчики считать, понимать цифры, получать удовольствие, если получилось построить домик из счетных палочек.

Однажды я ехала из Челябинска в маршрутке. Рядом сидели бабушка с внуком. И они пели старую детскую песенку «На лугу пасутся ко…». Ребенок пел, а я наслаждалась ребенком. Потому что он общается, спрашивает и получает ответы на свои вопросы. Кто пасется – козы, кони, коровы? Он познает мир! К нам часто приходит дети, которые в пять лет из домашних животных знают только кошку. Приходится начинать с самого элементарного, мы учим ребенка играть, потому что дети познают мир через игру. И вот в практической деятельности начинают проявляться навыки: умение обследовать предмет, делать какие-то выводы. Моя задача при этом не дать кучу знаний, а «запустить процесс» у ребенка. То есть у него появляется интерес к окружающему миру.

Профессионализм и любовь к детям

— Какими качествами должен обладать специалист-дефектолог?

— Самое первое – это профессионализм. Педагог-дефектолог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и найти способы их компенсации. Второе – любовь к детям, умение воспринимать их такими, каковы они есть. Когда ребенок сидит тихо – это неправильный ребенок. Он должен быть подвижен, глазки должны блестеть от интереса. Ты должен стать ребенку другом, чтобы он тебе поверил.

Важно умение работать в коллективе. Если есть команда, идет закрепление материала, то успех будет полнее. Что еще? Терпение, способность не раздражаться — все это, думаю, входит в понятие «любовь к детям». Иначе ты никакой не педагог.

— Союз с родителями для дефектолога важен?

— Безусловно. Только совместно можно добиться успеха. Поэтому проводим занятия с родителями. Например, принесли на занятия лего, кубики, прищепки. Сначала «играем» с родителями, как они привыкли. Потом учим, как можно играть со цветом, обучая одновременно ребенка: построили башню только из красных кубиков, или сделали бусы для мам из красных и желтых прищепок. Или делимся секретами, как с детками учить стихи. Словом, разные занятия.

Конкурс как стимул к развитию

— Ирина Владимировна, расскажите о конкурсе. Как готовились, как он проходил?

— Это был первый в Челябинской области конкурс специалистов-дефектологов. Инициатором нашего участия в нем стала директор городского диагностического центра Лариса Геннадьевна Жилина. У меня были сомнения по теоретической базе, потому что я все-таки больше практик. Решили все же попробовать. Создали команду из специалистов нашего детсада и детского сада №53, выбрали направление и стали готовиться. Сроки были очень сжатые: заявление мы отправили 27 апреля, а 16 мая уже конкурс. Но у нас было много методических наработок, так что особо ничего придумывать не надо было. Первый этап был заочным, мы отправили эссе и портфолио. Когда узнали, что прошли на очный этап, стали готовить занятие и мастер-класс.

Участницей конкурса была я, но поехали большой командой в 11 человек, потому что занятие и мастер-класс мы показывали не на детях, а на взрослых. Чтобы показать специфику работы, коррекционные приемы, методы, наши педагоги играли каждый свою роль. Например, одна «девочка» была гиперактивная, она постоянно ходила по сцене и ничего не понимала, и я должна была показать, как скорректировать ее поведение.

Другая, наоборот, очень зажатая, боится, что у нее ничего не получается. Словом, надо было демонстрировать разные методы и приемы.

На «круглом столе» с нами работали два члена жюри, они задавали вопросы, которые нам заранее не были известны, только тема: «Особенности коррекционного и инклюзивного образования в России на сегодня». Можно было свободно высказываться, доказывать свою точку зрения, апеллировать другим участникам беседы. За 40 минут члены жюри должны были оценить уровень подготовки, терминологию, культуру общения, насколько специалист следит за новинками и так далее.

— Поздравляем вас с победой! Теперь вы будете представлять Челябинскую область на общероссийском конкурсе, когда он состоится?

— Подготовка уже началась, до 1 сентября необходимо отправить материалы на заочный этап. Очный состоится со 2 по 4 октября 2019 года в Москве. Курировать нас будет областной центр диагностики. Специалист центра Екатерина Геннадьевна Зотова будет нам помогать.

За поздравления спасибо. Хочу сказать, что в конкурсе приняли участие сильные специалисты. На втором месте оказалась учитель-логопед из Челябинска, на третьем – учитель-логопед из Верхнеуральского района.

В заключение хочу сказать, что во многих детских садах, и в нашем, в частности, хорошо поставлена работа по поддержке коррекционных педагогов. Я имею в виду, в частности, вопросы обеспечения (кабинет, методическое оснащение). Хочется сказать спасибо за это нашему директору Татьяне Вадимовне Золотаревой. Дефектологи, логопеды вносят очень важный вклад в развитие ребенка. Потому что если эти проблемы не решать в раннем детстве, они будут расти как снежный ком. Мы помогаем родителям, чтобы их дети развивались и в будущем стали полноценными членами общества.

Ссылка на основную публикацию
Чем лечить трещины на губах (14 способов); Женский журнал о красоте
Герпес не так прост, как кажется. Чем опасна простуда на губах? Большинство людей считает, что герпес — всего лишь очередная...
Чем кормить ребенка при поносе диета, что можно и что нельзя есть при диарее, список продуктов питан
Что можно есть ребенку при поносе? Питание и диета при диарее Диарея у детей – событие малоприятное, и мамам не...
Чем кормить ребенка при ротавирусной инфекции диета, питание и меню при ротавирусе и после болезни,
Лечебное питание: чем кормить ребенка при ротавирусной инфекции, диета и меню на каждый день Переход на особое питание – обязательный...
Чем лечить язву двенадцатиперстной кишки, препараты
Язва 12 перстной кишки: лечение препаратами После подтверждения язвы 12 перстной кишки лечение и выбор препаратов осуществляется врачом в зависимости...
Adblock detector