Что такое когнитивные способности Блог 4brain

Что такое когнитивные способности Блог 4brain

Как меняются с возрастом когнитивные функции человека?

Мозг человека активно развивается лишь до 21 года, но это вовсе не значит, что после этого возраста стоит опускать руки и ничего больше не делать для развития когнитивной сферы. Усиленная умственная деятельность заставляет клетки мозга человека работать активнее и вовлекаться в формирование новых связей, что способствует более длительному сохранению высокого уровня когнитивных способностей.

Как развивается наша память, внимание, координация и другие когнитивные способности? В чём заключаются когнитивные особенности детей, взрослых и пожилых людей? Можно ли развить и улучшить свои когнитивные навыки? Как пожилые люди могут сохранить когнитивные способности?

Когнитивные функции человека: этапы развития с возрастом

Как развиваются когнитивные способности ребёнка?

Когнитивные способности человека предопределяются уже с самого младенческого возраста, когда ребёнок сначала устанавливает эмоциональный контакт со взрослым, а затем постепенно, с его помощью, начинает манипулировать предметами. Он открывает для себя их явные и скрытые свойства.

Далее, в период от года до трёх лет, мышление, память и остальная когнитивная сфера начинают развиваться особенно интенсивно. Ребёнок всё берёт в руки, достаёт самые интересные вещи с самых дальних полок и создаёт тем самым большие неудобства родителям. Однако для нормального развития это ему необходимо. Тем самым он расширяет свои взаимодействия с миром, исследует его, и на выходе формируется наглядно-действенное мышление.

Он учится решать поставленную задачу путем реального, физического преобразования ситуации, взаимодействуя с вещами и предметами. Важную помощь в этом, конечно же, играет возможность ребёнка ходить, появляющаяся в конце первого года жизни, и постепенное развитие речи.

Так, ребёнок переходит в дошкольный возраст, где главной его деятельностью является игра. Казалось бы, что игры – занятие абсолютно бесполезное и обеспечивающее лишь беззаботное детство, однако, это не так.

Детские игры – это обязательное условие нормального развития ребёнка, как в плане овладения общественными взаимоотношениями, так и в плане развития его когнитивной сферы.

Игра – это воссоздание человеческой деятельности, позволяющая дошкольнику усвоить социальные нормы и правила. Одно из основных свойств, которое вырабатывается во время игры и напрямую влияет на дальнейшее развитие когнитивных функций – это произвольность — то, благодаря чему ребёнок получает возможность в дальнейшем планировать и регулировать свою деятельность.

Что касается мышления, то тут, помимо наглядно-действенного, на первый план выступает наглядно-образное мышление, т.е. способность решать поставленную задачу с помощью представления предметов и ситуаций вместо реального манипулирования ими.

В дошкольном возрасте происходит переход к понятийному интеллекту: ребёнок начинает понимать причины явлений, учится рассуждать. Очень активно в этом возрасте также развивается воображение. Кроме того, значительные изменения происходят в структуре памяти ребёнка – он начинает пользоваться знаками и средствами запоминания, что значительно расширяет его возможности. Внимание становится устойчивым.

В итоге, с вполне достаточной сформированностью восприятия, памяти, внимания, воображения и речи ребёнок в возрасте 6 лет готов идти в школу.

Основа учебной деятельности – усвоение системы научных понятий. В течение обучения в школе у ученика формируется словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память (образная и вербальная), произвольное внимание, письменная речь.

Школьник учится анализировать – выделять из целого части, составляющие его компоненты. Важной вехой в школьном обучении является развитие абстрактного мышления (умения выделять существенные признаки предметов, отвлекаясь от их наглядных свойств), и дивергентного мышления, т.е. решения задач в виде генерирования сразу множества решений (что является основой творческого мышления). Также важным новым образованием в когнитивной сфере подростка является появление когнитивного стиля, т.е. формирование устойчивых познавательных стратегий, используемых при запоминании и мышлении.

Так, к концу школы выполняется вся основная часть формирования когнитивных функций. В дальнейшем происходит уход в профессиональную сферу деятельности, развитие отдельных выбранных умений и навыков, поддержание интеллектуального уровня.

Когнитивные функции у взрослых

Мозг человека активно развивается лишь до 21 года, но это вовсе не значит, что после этого возраста стоит опускать руки и ничего больше не делать для развития когнитивной сферы. Усиленная умственная деятельность заставляет клетки мозга человека работать активнее и вовлекаться в формирование новых связей, что способствует более длительному сохранению высокого уровня когнитивных способностей.

Это важно учитывать, поскольку с возрастом наблюдается снижение операционно-динамического, подвижного интеллекта, т.е. способности решать новые задачи независимо от предыдущего опыта, мыслить логически. Однако предметно-содержательный интеллект, представляющий собой способность использовать накопленный опыт и усвоенные навыки, возрастает.

Большая часть умственных способностей в пожилом возрасте практически не изменяется, однако уменьшается скорость когнитивной обработки информации. Хранение информации в сенсорных системах и кратковременная память с возрастом меняются очень мало, однако, функции долговременной памяти, как правило, ухудшаются. Третичная память у пожилых людей практически не страдает.

Формирование мудрости — положительный аспект старения; мудрость обычно увеличивает количество знаний о практических сторонах жизни и помогает человеку лучше понять действительность.

Причины когнитивных нарушений у пожилых людей

  • Среди первичных причин ухудшения когнитивной деятельности в пожилом возрасте можно назвать болезнь Альцгеймера и нарушения мозгового кровообращения.
  • Среди вторичных причин важнейшую роль играют бедность и ухудшение состояния здоровья пожилого человека. Старение иногда связывают с деменцией и сопровождающими её изменениями личности.

Замешательство, провалы памяти, дезориентированное поведение могут быть вызваны другими причинами, например физическими или эмоциональными заболеваниями, которые поддаются лечению. Примерно половина людей, которым был поставлен диагноз «деменция», страдают от болезни Альцгеймера. В конечной стадии заболевания больные абсолютно дезориентированы и умирают от нарушений работы жизненно важных систем организма.

Читайте также:  Таблетки Олететрин –инструкция по применению аналоги, состав, как принимать и от чего помогает

Инсульты и микроинсульты относятся к первичным причинам деменции. Психологические ожидания, душевное здоровье и другие факторы могут существенно повлиять на когнитивную деятельность пожилых людей.

Среди других факторов, приводящих к когнитивным нарушениям, можно назвать плохую физическую форму пожилого человека, неправильное питание, частое употребление алкоголя, побочные эффекты лекарственных средств и самостоятельный отказ от умственной деятельности.

Анализ когнитивных функций в рамках американского проекта MIDUS (Midlife in The United States Survey) показал, что когнитивное функционирование различается в зависимости от возраста, пола и образования. Так, в возрастном плане отмечается, что пожилые люди могут выполнять некоторые задания так же хорошо, как и более молодые участники исследования, однако в целом им чаще требуется больше времени на их выполнение.

Научный эксперимент: каковы особенности когнитивной сферы у пожилых людей?

Нами было проведено исследование, направленное на выявление атрибутивных стилей испытуемых пенсионного возраста, а также на изучение особенностей их когнитивной сферы.

Атрибутивный стиль или стиль объяснения — это когнитивная личностная характеристика, отражающая характерный устойчивый способ объяснения причины событий, в которые субъекты вовлечены.

В исследовании принимало участие 30 человек пенсионного возраста (60-70 лет). Все испытуемые не имели серьёзных соматических заболеваний.

Для выявления атрибутивных стилей нами была использована методика «Пересказ». Испытуемым предлагалось изложить ключевые мысли и идеи художественного произведения. В качестве рабочего материала использовалась «Притча о любви и возрасте». Для изучения особенностей когнитивной сферы были применены методики «Перепутанные линии»» и тест Бурдона.

В ходе проведения тестирования мы получили следующие результаты. Испытуемые были разделены на 3 группы в ходе выполнения методики «Пересказ».

  • В первой группе оказались те респонденты, которые увидели позитивный посыл текста. Их пересказ включал в себя идею о том, что всё будет хорошо, чувство любви воспринималось ими, как нечто светлое и значимое, неразрывно связанное с понятием возраста. В данную группу вошло 16 испытуемых (53% респондентов).
  • Во второй группе оказались испытуемые, воспринявшие данную историю, как грустную или глупую. Респонденты не смогли найти в ней позитивного посыла, по их мнению, содержание истории не имеет отношение к реальности. Пересказ испытуемых данной группы содержал негативно окрашенные мысли, которые не имели прямой связи с сюжетом текста. В данной группе оказалось 12 испытуемых (40% респондентов)
  • В третьей группе оказались респонденты, которые отказались выполнять предложенное задание, сославшись на глупость и несерьёзность предложенной истории. В данной группе оказалось всего 2 респондента.

Испытуемые проявили приближение к полюсу абстрактной концептуализации, все ответы респондентов представлялись в образе отклика на данную историю, при этом содержали разнообразные объяснения сюжета, базирующиеся на личностном опыте испытуемых. Банальный пересказ сюжета представили только трое испытуемых, однако даже данные пересказы содержали личный вывод.

Также следует отметить, что, несмотря на увеличенное время реакции, характерное для представителей старшей возрастной группы, все испытуемые, выполнявшие методику, реагировали на инструкции быстро, своевременно давали ответы, продолжали раскрытие проблематики ценностей, заявленной в изначальном сюжете текста.

В ходе проведения методики «Перепутанные линии» были получены следующие результаты: из 30 испытуемых 9 человек не допустили ни одной ошибки при выполнении задания. 16 испытуемых выполнили задание правильно на 90% и выше. Показатель остальных испытуемых оказался ниже 90%, при этом самое минимальное значение оказалось 55% правильно выполненных заданий.

Следовательно, можно сделать вывод, что концентрация зрительного внимания испытуемых пенсионного возраста является весьма высокой, то же самое можно сказать и об уровне устойчивости внимания, что подтверждает высокая точность выполнения методики.

Результаты методики «Корректурная проба» показали, что продуктивность внимания респондентов ухудшается с каждой следующей сессией. При этом следует отметить, что изначальный показатель концентрации внимания, полученный в ходе первой сессии, также является весьма невысоким.

Рассматривая точность выполнения задания, можно прийти к выводу, что в целом данный показатель соответствует среднему рангу. Однако с каждой последующей минутой показатель возрастает, из чего можно сделать вывод, что людям пенсионного возраста необходимо время для того, чтобы включится в предложенную деятельность и достичь оптимальных результатов.

  • Склонность изначально воспринимать информацию как положительную или отрицательную становится основой для общего настроя и соответствующего ему поведения. Так, при позитивном взгляде на происходящее, пожилой человек позитивно относится к себе самому, и его поведение характеризуется социальной активностью.
  • В то же время, принятие человеком любой информации скорее как негативной, агрессивной связано с необходимостью бороться с дискомфортом, опасностью. Поведение в таком случае основывается на стремлении уменьшить количество контактов с окружающим миром из-за неуверенности в собственных возможностях.

Интересными являются полученные результаты относительно взаимосвязи атрибутивного стиля и когнитивного функционирования. Так, полученные связи позволяют, несмотря на небольшой объем выборки, говорить о несомненном влиянии атрибутивного стиля на когнитивное функционирование, а также о принципиально различных механизмах, способствующих и препятствующих эффективной работе данных процессов. Однако полученные результаты не дают полной картины и лишь позволяют наметить новые направления исследований.

Данное исследование направлено на изучение исключительно актуальной проблемы для психологии старения — роли субъектных и личностных характеристик в сохранении оптимального уровня когнитивного функционирования.

Несмотря на незначительный объём выборки, исследование подтвердило, что роль индивидуально-психологических характеристик в пожилом возрасте усиливается и затрагивает практически все сферы психического функционирования. Также полученные результаты, с соответствующими уточнениями, открывают широкие перспективы для консультативной и коррекционной работы. опубликовано econet.ru .

Анна Жабина и Екатерина Пикалова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также:  Глюкозамин цена, Глюкозамин купить в Москве от 457 руб, инструкция по применению, аналоги, отзывы

5 простых советов, как развить умственные способности у детей и взрослых

Головной мозг человека — это сложная система нервных клеток (нейронов). Информация от одного нейрона к другому передается посредством химических передатчиков — нейромедиаторов (в частности, эндорфинов, дофамина и др.). Существует ошибочное утверждение, что в работе человеческого мозга задействована лишь малая его часть.

В действительности мозг у всех всегда работает полностью, однако это совсем не означает, что предел достигнут и мозг нельзя развить. У человека, занимающегося саморазвитием, образуются и новые нейроны, и новые связи между ними — это и будет развитие интеллекта.

Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители — это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов. В 5-летнем возрасте у ребенка уже сформирован набор нейронов и связей между ними, большая часть из которых останется с ним на всю жизнь. А дальше многое зависит от того, как его будут развивать родители, а когда он вырастет — и он себя сам.

Цель многих людей, желающих стать успешными, — максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели — не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.

Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.

Повысить свои умственные способности не проблема — было бы желание и терпение. Конечно, вторым Эйнштейном, Теслой, Эдисоном или Илоном Маском мы вряд ли станем — это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.

Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.

Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто. К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.

Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта. Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь прокрастинацией. А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.

Что такое IQ

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски — врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

Развиваем умственные способности

1. Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты — люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, Леонардо да Винчи был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей — синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина — гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации. Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы — например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Читайте также:  Почему западает родничок у грудничка,

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

2. Бросаем вызов самим себе

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в судоку, начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3. Учимся мыслить творчески

3.1. Развиваем креативное мышление, способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно.

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы — в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название;

3.3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

3.4. Воображаем себя архитектором, перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом — ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

3.5. Выбираем любой понравившийся предмет, находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин — сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

4. Не ищем легких путей

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы калькулятор, благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и программы-переводчики, которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

5. Общаемся в сети

Соцсети вроде Twitter, Google+ и других дают возможность общаться с большим количеством новых людей. Другое окружение, новые знания и идеи открывают новые возможности и позволяют посмотреть на собственные проблемы с другой точки зрения, найти новые пути их решения. В процессе развития интеллекта роль коллективного разума несомненна.

Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития

Армянский переулок,
д. 4, стр. 2, к. 414
+7(495)772-9590*15366
marsalidou@hse.ru

Котов А. А., Жердева М. П.

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 1. С. 145-155.

Чадова И. Н., Куликова С. П., Арсалиду М. и др.

В кн.: XVI Международный междисциплинарный Конгресс «Нейронаука для медицины и психологии». Судак, Крым. Россия.. М.: ООО «Макс Пресс», 2020. С. 503-503.

ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Когнитивные способности – это высшие функции мозга, позволяющие нам воспринимать, фильтровать, запоминать, перерабатывать и восстанавливать информацию, они помогают человеку познавать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Успешное развитие когнитивных способностей в детском и подростковом возрасте во многим определяет способности взрослого человека, поэтому особенно важно понять механизмы их развития. Изучение нейрокогнитивных механизмов развития мозга востребовано и актуально во многих областях современной науки.

Одной из когнитивных способностей является произвольное внимание – один из сопутствующих компонентов рабочей памяти, который совершенствуется с возрастом. Объём этого внимания соответствует количеству информации, которое ребенок может одновременно удерживать и обрабатывать в уме. Произвольное внимание развивается с возрастом, вместе с этим увеличивается его объём, это чрезвычайно важно как в процессе обучения в школе, так и в реальной жизни. Эта способность играет важную роль в становлении продуктивного мышления и эффективном принятии решений.

Научная лаборатория Neuropsy Lab исследует как развиваются мозг и когнитивные способности детей: каким образом в процессе взросления совершенствуются умственные способности ребенка, в чем заключаются и что определяет индивидуальные различия в развитии? Для поиска ответов на эти вопросы лаборатория использует различные методы исследования как классические поведенческие, так и новейшие методы нейрокартирования.

Ссылка на основную публикацию
Что такое выделения из пупка как вылечить, причины, симптомы, профилактика, консультация врача, посл
ВЫДЕЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ ИЗ ПУПКА Запись на прием +7 (495) 103-46-23, ул. Мясницкая, 19 Консультации в личных сообщениях и по телефону...
Что провоцирует роды Статьи информационные Медиацентр «Лелека» — №1 роддом в Киеве
Касторовое масло для ускорения родов отзывы Касторовое масло употребляют как внутренне, так и наружно. Касторовое масло содержит антрагликозиды. В результате...
Что происходит с мозгом во время оргазма — Лайфхакер
Оргазм и гормоны любви Оргазм и гормоны любви С давних пор было известно, что сексуальные отношения активизируют обмен веществ и...
Что такое выносливость I Виды I Как улучшить MYPROTEIN™
Развитие выносливости у спортсменов В. Г. Семенов, 2017 Подготовка высококвалифицированных спортсменов – сложный и длительный процесс. Он немыслим без серьезных...
Adblock detector