Экзистенциальное направление в психологии

Экзистенциальное направление в психологии

Экзистенциальная психотерапия и консультирование

Соавтором программы являлась София Федоровна Случевская, врач-психотерапевт, психиатр, кандидат медицинских наук. Светлая память.

«Представьте, что Вы умрёте через час. Что Вы будете делать?
Что Вы всегда хотели сделать, но на это никогда не хватало времени.
Почему бы не сделать это прямо сейчас?»

«Способность быть самим собой зависит
от способности встретиться со своей тревогой
и двигаться вперед, несмотря на тревогу»
Сёрен Кьеркегор

«Человек обречен на тревогу, как он обречен на свободу.
Тревога – это неизбежное состояние человека,
сталкивающегося со своей свободой –
свободой выборов и возможностей»
Людвиг Бинсвангер

Экзистенциальная психотерапия — динамическая теория и практика, в которой основной акцент делается на встрече клиента с главными, базовыми вопросами своей жизни и обучении его противостоянию универсальным беспокойствам человеческого существования. Как писал один из ведущих современных экзистенциальных психотерапевтов Э. Спинелли (2008): «Если и есть у экзистенциальной терапии какая-либо наивысшая цель, то состоит она в том, чтобы предлагать людям способы исследования, конфронтации, прояснения и переоценки их понимания жизни и проблем, встречаемых ими на всем протяжении жизни…То, что в других подходах относится к категории невротических или психотических защитных механизмов, экзистенциальными психотерапевтами понимается более корректно – как блокировки, вызванные желанием человека уклониться от той неотвратимой тревоги, которую возможности аутентичной (подлинной) жизни вносят в его/ее обычный способ бытия или мировоззрение».

Программа адресована широкому кругу специалистов: психологам, психотерапевтам, медицинским работникам, специалистам помогающих профессий, студентам старших курсов психологических факультетов. Программа будет полезна всем, кто пытается понять, что же является для меня действительно важным, чтобы чувствовать себя в большей гармонии с собой, стать «настоящим» и «живым».

Экзистенциальный подход — это, прежде всего, мировоззрение, отношение, способ мышления и чувствования. Участники программы получат личный опыт осознания собственного бытия и собственного взаимодействия с основными категориями существования (свобода, изоляция или одиночество, бессмысленность, конечность существования или смерть). Поймут, как это влияет на их личную жизнь и профессиональную деятельность. Смогут использовать полученный опыт и освоенные психотерапевтические навыки в последующей работе с экзистенциальными проблемами клиентов.

  • познакомиться с концептуальными положениями и базовыми понятиями разных школ и направлений экзистенциальной психологии и психотерапии;
  • составить представление о возможностях и ограничениях экзистенциального подхода в терапии;
  • получить навыки использования отдельных техник при работе с различной психологической проблематикой;
  • получить клиентский опыт работы с экзистенциальным терапевтом.

I ступень
Содержание и школы экзистенциальной психологии и психотерапии

  • Место экзистенциальной психотерапии в общем психотерапевтическом поле. Отличия гуманистического направления психотерапии от экзистенциально-феноменологического. Цели, задачи экзистенциальной психотерапии.
  • Философские основания экзистенциальной психологии и психотерапии. Подходы С. Кьеркегора, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра. Понятия онтического и онтологического, их значение для психотерапии и консультирования.
  • Феноменологический подход Э. Гуссерля и К. Ясперса в психотерапии и консультировании. Стадии феноменологического исследования. Как использовать феноменологический подход на практике?
  • Майевтика С. Киркегора. Особенности построения диалога в экзистенциальной психология и психотерапии.
  • Экзистенциальная психотерапия. Основные школы и представители. Цели терапии.
  • Онтологическое и персоналистическое направления экзистенциальной психологии и психотерапии (по В.Б. Шумскому).
  • Философия М. Хайдеггера как основа Dasein-анализа. «Цолликоновские семинары».
  • Dasein-анализ (школы Л. Бинсвангера, М. Босса, А. Хольцхей-Кунц).
  • Американская экзистенциальная психология и психотерапия (Р. Мэй, И. Ялом, Дж. Бьюдженталь, С. Мадди).
  • «Третья венская школа психотерапии» – логотерпия и экзистенциальный анализ (В. Франкл, А. Лэнгле).
  • Британская экзистенциальная психология и психотерапия (Р. Лэйнг, Э. Спинелли, Э. ван Дорцен).
  • Итальянский экзистенциальный анализ (А. Меркурио).

II ступень
Основные понятия, мишени и методы работы

  • Понятие основных экзистенциалов: бытие-в-мире, бытие-с-другими, понимание, расположенность, забота, телесность, временность, открытость, настроенность, брошенность, забота, страх, вина, совесть.
  • Исследования экзистенциалов клиента, областей его особой чувствительности, технологии работы. К чему особо чувствителен клиент? От чего он сильнее всего страдает? Какие экзистенциалы задействованы у клиента? Как экзистирует клиент?
  • Измерения бытия-в-мире по Л. Бинсвангеру и Э. ван Дорцен. Umwelt – биологический физический мир. Mitwelt – мир социальных отношений. Eigenwelt – мир отношений индивида к самому себе, мир истинного Себя. Uberwelt – духовное измерение, мир убеждений и ценностей человека. Значение этих измерений в психотерапии, особенности диалога с клиентом.
  • Способы исследования четырёх сфер взаимоотношений клиента по Э. Спинелли (фокусировка на «Я», «Ты (вы)», «Мы», «Они»).
  • Понятие герменевтики: основные положения и их применение в процессе терапии.
  • Понимание тревоги в экзистенциальной парадигме. Тревога – как осознание своего небытия, т.е. неизбежности смерти. Три формы экзистенциальной тревоги по П. Тиллиху. Способы работы с тревогой.
  • Проблемы выбора, ответственности и экзистенциальной вины. Теория экзистенциального выбора С. Мадди. Работа с выбором и ответственностью в экзистенциальной психотерапии. Позитивная и негативная жизненная философия. Понятие жизнестойкости.
  • Четыре «данности существования» по И. Ялому и работа с ними в экзистенциальной психотерапии: неизбежность смерти; свобода сделать с собственной жизнью все что угодно; наше абсолютное одиночество в мире; отсутствие в жизни какого бы то ни было очевидного, готового смысла или значения.
  • В каких случаях целесообразно использования зкзистенциальный подход в работе с клиентами: показания и противопоказания. Особенности применения психотерапии экзистенциальной направленности для пациентов с эндогенными расстройствами.
  • Особенности отношений терапевт-клиент в экзистенциальной терапии: присутствие, аутентичность (подлинность), преданность.
Читайте также:  Как определить проблемы со здоровьем по привкусу во рту

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология возникла как последовательный, целостный подход к пониманию человеческого поведения и к влиянию на него.

Несмотря на то, что экзистенциальную психологию обычно относят к гуманистической традиции, она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, которые выглядят положительными, так сказать, по их нарицательной стоимости, и используют их для понимания достижения совершенства в жизни через постоянное углубление сознания и развитие. Экзистенциальная психология также содержит уникальные элементы, которые можно уяснить при более тонкой классификации моделей актуализации и достижения.

Теории актуализации исходят из того, что если в процессе взаимодействия со значимыми другими человек систематически получает безусловное положительное вознаграждение, то заложенные в нем от рождения потенциалы будут выражаться в его поведении, под действием врожденных тенденций к актуализации. Актуализация врожденных потенциалов ведет к развитию на протяжении всей жизни, формированию индивидуальности и достижению совершенства и — при наличии поддержки и одобрения со стороны окружающих — представляет собой автоматический, телеологический и относительно легкий процесс. Развитие человека прекращается или направляется по ложному пути только тогда, когда поддержка людей, с которыми он считается, может быть скорее признана обусловленной их собственными (эгоистичными) интересами, нежели безусловной и бескорыстной.

В противоположность этому, теории достижения совершенства (парадигматическим образцом которых и является экзистенциальная психология) делают допущения, отдаляющие их от теорий актуализации. Согласно теориям достижения совершенства, человек развивается в течение всей своей жизни независимо от того, получает ли он от окружающих безусловную поддержку или нет. Для экзистенциалистов развитие определяется скорее личным решением человека, нежели дарованными ему природой потенциалами. Хотя экзистенциалисты и соглашаются с тем, что важны и глубокий ум, и сформированная индивидуальность, их понимание процессов, благодаря которым достигается и то, и другое, отличается от понимания этих процессов сторонниками теорий актуализации.

Экзистенциальная психология исходит из того, что склонность человека символически осмыслять, воображать и оценивать непрерывный поток своего социального, биологического и физического опыта является врожденной, чисто человеческой способностью. Использование этой когнитивной способности придает опыту индивидуализированный (Субъективный) смысл и углубляет осознание того, что характер и направление жизни складываются из многочисленных решений, принимаемых индивидуумом. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту, либо к повторению того же опыта, который уже был у человека в прошлом. Экзистенциальная психология не акцентирует ничего настолько телеологически специфического и директивного, как врожденные потенциалы. Для экзистенциалистов, каким бы ни было последовательное движение и развитие, которое имеет место у конкретных людей, оно строится на текущей основе, пополняемой их отдельными решениями.

Читайте также:  Гормон беременности» или хорионический гонадотропин человека (ХГЧ) — Клиника ISIDA Киев, Украина

С точки зрения экзистенциальной психологии, в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку приобретение нового опыта может привести — через стимуляцию символизации, воображения и оценки — к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее. Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов, развитие — в силу его природы — весьма трудный и болезненный процесс.

Что же касается вопроса о конкретных стадиях развития, ведущего к усваиваемым стилям жизни, то экзистенциальная психология отвечает на него несколько туманно. Однако она проводит четкую границу между ранним и дальнейшим (более поздним) развитием. Основная задача раннего развития ребенка — научиться воспринимать самого себя как выносливого и смелого человека. Чтобы облегчить ребенку подобное научение, родители и значимые другие — в идеале — должны принять его самовыражение и создать обстановку, которая предлагала бы ребенку разнообразие, поддержку и возможности прикладывать усилия для достижения успеха, а также определенные ограничения. В подобной обстановке ребенок научится воспринимать себя как личность, способную держать слово, контролировать себя, и готовую принять вызов, что приведет к развитию смелости. Дальнейшее развитие — более самостоятельное, поскольку подростки, постепенно отдаляясь от родителей, начинает больше полагаться на собственные решения и интерпретацию их последствий. Они проходят стадии эстетизма и идеализма, когда освобождаются от родительской опеки и отстаивают ценности, которые должны определить их собственную жизнь. Наученные не бояться трудностей, они, скорее всего, способны извлекать уроки из своих неудач, а это составляет основу идеала дальнейшего развития. Познав пределы эстетизма и идеализма, такие люди входят в пору зрелости, или время аутентичного стиля жизни.

Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определениях:

  1. себя как людей, которые способны — через принятие решений и интерпретацию их последствий — влиять на собственный социальный и биологический опыт;
  2. общества, как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих людей.

Аутентичный стиль жизнь характеризуется гармонией и новаторством. Биологический и социальный опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью. Мужество помогает им воспринимать сомнения как неизбежных «спутников» выработки собственного мнения, и они не позволяют сомнениям влиять на принятие ими тех или иных решений. Хотя аутентичные люди могут заблуждаться на свой счет, им — благодаря пристальному вниманию к себе и общей рефлексивности — свойственна тенденция к быстрому исправлению положения. Поэтому-то у них и не накапливается онтологическая вина за упущенные возможности или по поводу кажущейся собственной поверхностности.

Напротив, молодые люди, раннее развитие которых прошло в условиях, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут использовать свои когнитивные способности для формирования аутентичности на основании собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так. Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение окружающих их людей, проявляя конформистский, незрелый стиль жизни.

Читайте также:  Нефростома как правильно подобрать мочеприемник

Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей социальных ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биологический и социальный опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм.

Экзистенциальная психология представители

Что такое экзистенциальная психотерапия, и чем она отличается от другой?

В 1963 г. президент ассоциации экзистенциальной психотерапии Джеймс Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих постулатов:

1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

В экзистенциальной психологии главным считается конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность.

Некоторые представители экзистенциальной философии, оказавшие влияние на формирование экзистенциальной психологии: Сёрен Кьеркегор, Эдмунд Гуссерль, Габриэль Марсель, Мартин Хайдеггер, Мартин Бубер, Карл Ясперс, П.Тиллих, М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн, М.Мамардашвили, Ж.-П.Сартр, Альбер Камю, Х. Аренд, С. Бовуар, М. Мерло-Понти, Н. Абаньяно.

Некоторые представители экзистенциальной психотерапии: Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Калфрид Дюркхайм, Джеймс Бьюджентал, Альфрид Лэнгле, Рональд Лэнг, Эрнесто Спинелли, Эмми Ван Дертцен, Эрик Крейг, Виктор Франкл, Ролло Мэй и Ирвин Ялом.

Разница между экзистенциальной философией и психологией состоит в том, что философия исследует экзистенцию бытия, а психология – психические процессы, связанные с экзистенциальными фактами бытия.

Экзистенциальная психология не противопоставляет себя другим направлениям и школам как альтернативу. Это скорее дополнение, шаг вглубь, открытие нового пласта человеческой жизни, который большинством других подходов и направлений не затрагивается.

Экзистенциальная психология оказалась особенно актуальна в наше время грандиозных разломов и кризисов, краха прежних представлений о том, что такое человек и человечность. Экзистенциальная психология встречает особый отклик в России — на родине Лермонтова, Толстого и Достоевского. «Русской душе» созвучны основные акценты экзистенциальной психологии.

Экзистенциальная психотерапия — не есть форма одностороннего воздействия на пациента, его «лечения». Экзистенциальная психотерапия – это возможность совместного Пути, на котором один (терапевт) лишь несколько больше заботиться о другом (пациенте), помогает, расчищает дорогу и выступает в качестве проводника.

Экзистенциальная терапия – целостный подход, включающий в себя не только «разговорную» проработку проблем человеческого бытия, но и работу с полной представленностью человека в мире – эмоциональной, телесной, мыслительной, сознательной и бессознательной. Постичь что-либо в жизни каждого конкретного человека можно только в контексте его конкретной жизни. Экзистенциальный терапевт в своей работе может использовать различные техники – от классического психоанализа до телесно-ориентированной психотерапии.

Экзистенциальная психология рассматривает человека как целое, которое есть больше сумы его частей. Части целого не разделены полностью, они, при всей разнице, имеют гомогенное наполнение. Так, сознательное и бессознательное взаимосвязаны, сон и бодрствование – разные формы существования одной души. У целого есть общее настроение, общая направленность. Она особенно хорошо видна через сновидения – незамутненное проявление человека.

Ссылка на основную публикацию
ЭВКАБАЛ — полезное и приятное лечение Еженедельник АПТЕКА
Главная страница / Жир и масло – чтоб не кашлять / 2015 / Статьи о лекарствах Кашель, даже самый невинный,...
Шов у кошки после стерилизации
Какие используются швы при стерилизации кошек. Не для кого ни секрет, что стерилизация кошки – это хирургическая операция, после которой...
Шоу «Волос» последние тенденции в интимной эпиляции
Курсы бикини-дизайна Курсы бикини-дизайна хорошее дополнение к знаниям любого косметолога. Косметология включают в себя множество аспектов, в том числе и...
Эвкалипт — полезные и опасные свойства эвкалипта
Эвкалипта прутовидного листья EUCALYPTI VIMINALIS FOLIA Описание Дерево высотой до 45—50 м. Кора гладкая, белая, опадающая, или грубая, чешуевидная у...
Adblock detector