Шлепать детей нельзя, но иногда надо

Шлепать детей нельзя, но иногда надо

Доктор Комаровский: «Никогда не хвалите ребенка за пустую тарелку»

Знаменитый педиатр, телеведущий, автор многочисленных научно-популярных трудов Евгений Комаровский рассказал в интервью Anews.com о целесообразности детского фитнеса, нюансах пищевого поведения ребенка, укреплении иммунитета, а также о том, как отличить хорошего педиатра от плохого.

«Если врач подчеркнул, что без него вы теперь пропадете, значит, здесь что-то не так»

— Что должно сразу же насторожить родителей при знакомстве с новым педиатром? В каких случаях нужно бить тревогу, забирать ребенка и идти к другому специалисту?

— Прежде всего, вы должны понимать: задача детского врача – помогать вам и решать ваши проблемы. Если же по итогам встречи у вас намного больше проблем, чем было до нее, если вы услышали от врача «страшилки», если была произнесена фраза типа «это вам только кажется, что все хорошо, а на самом деле у вас все плохо», если врач подчеркнул, что без него вы теперь пропадете, значит, здесь что-то не так. Врач не должен демонстрировать свою заинтересованность в вас, не должен ругать других специалистов, не должен отправлять вас в строго определенную лабораторию или в строго определенную аптеку. Врач, в конце концов, должен быть улыбающимся и доброжелательным.

Все вышеперечисленное – это общечеловеческие рекомендации. Но если вы занимаетесь своим образованием, если вы адекватно и ответственно относитесь к родительству, если вы понимаете, что в сложившейся в нашей стране ситуации папа и мама не могут слепо доверять жизненно важные решения, касающиеся здоровья их ребенка, другим людям, если вы читаете и вам знакомы элементарные основы медицинских знаний, то определенные диагнозы и определенные названия лекарств уже вам скажут о том, что пора искать другого врача. Ну, например, вам лечат дисбактериоз, «поднимают иммунитет», советуют не гулять, рекомендует с двух месяцев яблочный сок, назначают интерфероны, лечат обычную ОРВИ кучей отхаркивающих препаратов и противовирусными средствами, рекомендуют лекарства «для аппетита», «для печени» и так далее. Понимаю, что этим ответом я, скорее всего, огорчу огромное количество читателей, ибо им предстоит решить сложнейшую задачу – обнаружить явление крайне редкое, почти несуществующее. Главное – сделать из всего этого два вывода: что, во-первых, проблемы отечественной педиатрии вовсе не связаны с конкретными педиатрами, и, во-вторых, что в сложившейся ситуации родители просто обязаны заниматься самообразованием.

«Взрослые женщины считают себя крупными экспертами в деле ухода за детьми»

— Есть ли темы, на которые родители стесняются разговаривать с педиатром, предпочитают умалчивать, решать проблему самостоятельно?

— Конечно, есть. Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что все взрослые, особенно взрослые женщины старшего поколения, считают себя крупными экспертами в деле воспитания/ухода за детьми. Мнение педиатра, озвученное маме, часто не совпадает с мнением бабушки, и ситуация, когда мама игнорирует назначения врача и руководствуется рекомендациями бабушки, встречается весьма часто. Как правило, не обсуждают и даже скрывают от врача реальные семейные проблемы, которые влияют на здоровье ребенка. Вот типичный пример: вы такой-сякой, не можете помочь нашему малышу с бронхиальной астмой, но при этом курящий в доме папа выводится за рамки обсуждения. Очень часто рекомендации врача элементарно не могут быть выполнены, поскольку нет жилищных или материальных условий для их реализации, но даже обсуждаются эти проблемы далеко не всегда. Ну и еще одна постоянно актуальная проблема: родители зачастую стесняются задавать уточняющие вопросы. Как следствие – непонимание правил лечения ребенка, ошибки с дозировкой и приемом лекарств, ненужная родительская самодеятельность.

«Если ребенок прогнозирует неадекватную реакцию взрослых, он будет скрывать болезнь до последнего»

— Свойственно ли детям скрывать болезнь, не рассказывать родителям о возникших проблемах со здоровьем? Чем это может быть обусловлено?

— При возникновении проблем детеныши инстинктивно обращаются за помощью к взрослым членам стаи. С учетом этого инстинкта можно сказать, что детям совершенно несвойственно скрывать болезнь. Ну а если ребенок прогнозирует с учетом своего предыдущего опыта неадекватную реакцию взрослых на его обращение за помощью, если он обоснованно предполагает, что реакцией на его жалобы будут крики, запреты и ограничения, так понятно, что он будет скрывать болезнь до последнего. В общем, прямой ответ на вопрос, чем это может быть обусловлено, таков: почти всегда – отсутствием взаимопонимания между взрослыми и детьми, неадекватной реакцией взрослых на детские жалобы. Хотя иногда складываются такие обстоятельства, когда никто не виноват: собрались завтра с папой на рыбалку, а утром ребенок проснулся, у него болит живот… Ну как об этом сказать папе, если точно знаешь, что после этого рыбалка сорвется, а мы о ней мечтали два месяца…

«В детском саду получается гремучая смесь, которая и формирует нравы нашего взрослого общества»

— Если ребенок не будет ходить в ясли/сад, а вместо этого будет сидеть дома с бабушкой, впоследствии у него возникнут проблемы с общением со сверстниками. Это правда?

— Я бы не утверждал этого столь категорично, но считаю, что вероятность таких проблем действительно вырастет многократно. Нам всем в течение жизни приходится общаться с огромным количеством людей, и от искусства этого общения зависит очень многое: личная жизнь, успехи в учебе, профессиональная реализация. Неудивительно, что стандартная рекомендация подразумевает обучение искусству коммуникации с другими людьми с самого раннего детства. Другой вопрос в том, что действительно ли в детских дошкольных учреждениях много внимания уделяют тому, чтобы научить детей общаться и строить отношения друг с другом по-человечески. Как правило, малыши приносят в детский сад те навыки выяснения отношений и улаживания конфликтов, которыми они овладели, наблюдая за взрослыми членами своей семьи. В детском саду они обмениваются этими навыками, и в дальнейшем получается гремучая смесь, которая, собственно говоря, и формирует нравы нашего взрослого общества.

— Нахождение с ранних лет в коллективе помогает укреплять иммунитет, ведь в саду или яслях ребенок неминуемо будет болеть простудными заболеваниями. Это правда?

— В течение жизни человек обязательно встречается с определенным количеством вирусов и вырабатывает к ним иммунитет. Встретиться с вирусами можно в школе, а можно раньше – в детском саду. Понятно, что повстречавшись с ними в детском саду и переболев, мы фактически укрепим иммунитет ребенка, но не иммунитет вообще, а иммунитет по отношению к совершенно конкретным заболеваниям. В целом же надо отметить, что многочисленные «детсадовские» болезни могут оказывать на иммунитет и крайне негативное влияние – здесь все определяется как тактикой лечения, так и условиями, в которых ребенок находится в детском саду. Если каждая вирусная инфекция – это повод засунуть в ребенка десяток никому ненужных лекарств, если в детском саду практикуется ограничение физической активности малышей, если здесь их заставляют есть, если они мало гуляют, если в помещениях жарко и сухо, то понятно, что такое лечение и такой детский сад уж точно не будут укреплять иммунитет.

Резюме: нам всем надо хорошо подумать о том, как получить пользу от детского сада. Я имею в виду прежде всего пользу для здоровья ребенка. Ну а для этого необходимы действия в двух направлениях: во-первых, обучение родителей обязательным для исполнения правилам помощи детям при ОРВИ и, во-вторых, общественный контроль соблюдения персоналом детских дошкольных учреждений очевидных и обязательных для выполнения санитарно-гигиенических требований.

Читайте также:  Хондрогард (уколы) инструкция по применению и отзывы об эффективности препарата

«Анорексия – это, конечно, очень круто для слезливых телевизионных программ»

— Анорексия в детском возрасте – это миф, большая редкость или реальная угроза?

— Для практикующего педиатра тема анорексии крайне малоактуальна. Это, конечно, очень круто для обсуждения в социальных сетях, для слезливых телевизионных программ, для сплетен на лавочке, но в реальной жизни нарушения пищевого поведения достигают уровня анорексии довольно редко, и проблемы эти лежат, как правило, в плоскости психиатрии и обычных педиатров не касаются. Возможно, я заблуждаюсь, тем не менее из полумиллиона писем, полученных мною за последние 20 лет, было всего два (!) на тему анорексии. И в обоих случаях речь шла о девочках-подростках, которые были затравлены одноклассниками.

— Как родителям отследить на самых ранних этапах, что у их ребенка намечается нарушение пищевого поведения?

— Нарушение поведения — это нарушение общепринятых норм и правил. В ситуации, когда пищевые пристрастия и пищевые привычки ребенка начинают родителей удивлять – выбором продуктов, объемом съедаемой пищи, временем, которое на это поедание расходуется, – необходим спокойный и адекватный анализ причин того, почему это происходит. Но самое главное все-таки состоит в том, что желательно с помощью врача получить ответ на ключевой вопрос: действительно ли имеющиеся у ребенка пищевые привычки, которые родители рассматривают как нарушение пищевого поведения, могут привести к проблемам со здоровьем сейчас или потенциально способствуют тому, что они возникнут в будущем. Следует признать, что очень часто некие пищевые привычки родители рассматривают в качестве нарушения пищевого поведения. На самом же деле они таковыми не являются. К примеру, отказывается ребенок от первого блюда, или у него нет никакого аппетита утром во время завтрака или ему не нравится вкус гречневой каши… Другой вопрос в том, что родителям должны быть известны стандартные приемы, позволяющие оптимизировать пищевое поведение, сделать его удобным для всех членов семьи.

Ну, например, отказывается ребенок от завтрака. Что делать? Ответ очевиден — уменьшить объем и калорийность пищи, съедаемой накануне вечером, увеличить физические нагрузки. Говоря другими словами, нужно изменить образ жизни, чтобы аппетит утром появился. Ведь так удобно для всех, когда ребенок плотно позавтракал и имеет возможность в первой половине дня спокойно учиться или играть с другими детьми, не думая о еде.

В общем, искренне хотелось бы пожелать родителям самостоятельно искать ответы на вопросы, что в пищевом поведении ребенка реально хорошо и что реально плохо. А кроме этого — иметь возможность обсудить пищевые проблемы с внимательным, доброжелательным и небедным педиатром.

«Никогда не хвалить за пустую тарелку»

— Если ребенок ест слишком много, постоянно требует добавки и у родителей появляются опасения, что он может набрать лишние килограммы, уместно ли посадить его на диету? Вообще диета и ребенок совместимы?

— Для начала нужно найти ответ на ключевой вопрос: ребенок много ест потому что ему необходимо такое количество белков, жиров, углеводов и энергии, или он много ест потому что ему просто нравится вкус пищи, то есть еда для него не жизненная потребность, а способ получения удовольствия. И второе (об этом мы уже говорили) обязательно надо понять: «слишком много ест» — это проблема со здоровьем ребенка или с психикой мамы.

В любом случае, если ест много и если имеется тенденция к набору лишнего веса, то первоочередная задача – это не диета, а увеличение энергозатрат. Прежде всего – избегать перегрева и увеличивать физические нагрузки, приобщать к спорту, работе по дому и т.д.

Диета? Да, возможно. Резко сократить количество сладостей, уменьшить жирность продуктов и калорийность блюд. По крайней мере, сделать так, чтобы ложка в супе не стояла, а плавала. Еще очень важно следить за техникой потребления пищи. Да-да, именно за тем, как это происходит: сделать все, чтобы не торопился, чтобы хорошо жевал, чтобы была пауза между первым и вторым. Никогда не хвалить за пустую тарелку.

«Школьная физкультура – это галочка на совести государства»

— Сегодня большую популярность набирает так называемый детский фитнес. Некоторые родители рассматривают его как альтернативу школьной физре и просто как способ защитить ребенка от ожирения. Насколько безопасно и оправданно водить ребенка на такие занятия? С какого возраста ребенок может действительно нуждаться в дополнительных физнагрузках в зале?

— Образ жизни современных детей таков, что в дополнительных физических нагрузках они нуждаются поголовно, поэтому хороши любые способы, позволяющие оторвать ребенка от гаджетов и телевизора. Там, где нет городской инфраструктуры, позволяющей активно бегать, прыгать и тратить энергию, где нет велодорожек и спортивных/детских площадок, — там детский фитнес будет неплохим выходом из ситуации.

Школьная физкультура – это галочка на совести государства, которое якобы приобщает детей к спорту, но к реальным энергозатратам, к реальному спорту все это не имеет никакого отношения. Фитнес и любые другие спортивные занятия после уроков однозначно не могут рассматриваться как альтернатива школьной физкультуре. Это намного более эффективно и более полезно. Искренне хотелось бы пожелать всем родителям иметь возможности для того, чтобы после школьных занятий приобщать детей к физическим нагрузкам с помощью подготовленных специалистов в подготовленных помещениях.

Еще раз обращаю ваше внимание: современные дети, особенно городские, имеют двигательную активность в разы меньшую, чем предписано природой, чем положено с точки зрения их физиологических потребностей. Поэтому невозможно назвать возраст, когда ребенку полезны дополнительные физические нагрузки, они ему нужны всегда и лишними не будут в любом возрасте.

«Большинство школ в очень малой степени приспособлены обучать детей гармонично»

— Сегодня родители все чаще стараются как можно раньше отправить ребенка в школу, даже не в 6, а уже в 5 лет. Что вы об этом думаете?

— Это очень простой вопрос, поскольку ни возраст ребенка, ни желание родителей не являются определяющими для ответа на него. Главное – школа. Если в школе созданы адекватные условия для занятий, отдыха, спорта, прогулок, если детям там хорошо и ничего не влияет отрицательно на их здоровье, так идите в школу хоть с трех лет. Но, к огромному моему сожалению, подавляющее большинство современных школ на всей территории бывшего Советского Союза в очень малой степени приспособлены к тому, чтобы обучать детей гармонично, без негативного влияния на их здоровье. Исходя из этого, я не приветствую раннее начало обучения, поскольку категорически не приемлю сложившуюся в нашей системе образования ситуацию, когда детское здоровье расходуется в обмен на получение знаний.

— За свою профессиональную деятельность вы дали не один десяток интервью. Наверняка есть вопросы, которые непременно звучат почти в каждой беседе с журналистами. От каких вопросов Вы больше всего устали?

Читайте также:  Спазм кишечника причины, симптомы и лечение - ТЕЛЕГРАФ

— Таких вопросов три: Как вы стали врачом? Как повысить иммунитет? Делаете ли вы прививки своим детям/внукам? И огромное вам спасибо, что хотя бы в этом интервью мы обошли эти темы.

Как наказать ребенка − что бывает если перешагнуть ту «тонкую грань» воспитания?

Воспитание ребенка по мнению детских психологов — процесс ежедневный и сложный, и его успех зависит, прежде всего, от последовательных целенаправленных действий взрослых. Но как бы вы не старались с младенчества прививать малышу правила и нормы поведения, рано или поздно наступит момент, когда ребенок сделает что-нибудь такое, за что должно последовать наказание.

Как наказать ребенка правильно, чтобы он вынес урок и в будущем не совершал неправильных поступков? Как объяснить другим членам семьи, что это не ваше плохое настроение или прихоть, а один из обязательных пунктов становления и формирования характера вашего малыша?

Как наказать ребенка за непослушание?

Прежде всего, определим один очень важный запрет в процессе воспитания – наказывать физически детей категорически нельзя! Чтобы не сделал малыш, применять силу к нему недопустимо! Даже если дети становятся на тропу упрямства, намеренно делая наоборот и всем видам показывая вам, что ваши уговоры ничего не значат для них, правильно наказать ребенка – это найти те слова или действия, которые, в конце концов, смогут на него повлиять.

Пресечь неправильные действия и поступки необходимо сразу же, как только вы это заметили. Однако, применяя наказание, вы должны быть абсолютно уверенны в том, что плохой поступок совершил именно ребенок, и ваши действия правомерны, а затем уже выбрать способ, как наказать ребенка.

Бывают случаи, что малыш начинает капризничать по причине недомогания, голода или жажды. Часто дети после болезни ослаблены и ведут себя упрямо, потому, что во время приема пищи уже хотят спать, а во время сна бодрствовать. Как наказывать ребенка так, чтобы не ошибиться, приняв внезапное изменение режима дня за своенравный характер? Лучше всего выяснить это, спросив у самого ребенка, объяснив ему, что хныча и капризничая, он расстраивает родителей.

Например, выбирая, как наказать ребенка за вранье, выясните – действительно ли это было обманом, или малыш в процессе игры просто нафантазировал что-то не особо задумываясь над этим.

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Наказание в возрасте до 2-2,5 лет не несет никого смысла. Ребенок, скорее всего, поймет лишь одно – родители перестали любить его, и не разрешают играть в обычные игры. В этот промежуток взросления малыш понимает, что его игрушка сломана, а постель испачкана карандашами или красками, но его мышление еще не достаточно развито для того, чтобы связать вместе от чего это получилось и кто в этом виноват. Поэтому, гораздо проще не наказывать ребенка в 2 года, а планомерно объяснять ему как обходиться с вещами и предметами, почему тарелка может разбиться, а машинка может лишиться колесиков.

Можно ли наказывать ребенка в 2 годика? Нет, скорее просто пожурить и собственным примером показать, какие поступки могут порадовать близких людей, а какие огорчить.

Умение управлять собственными поступками и поведением приходит к малышу в 2,5-3 года. Но и в этом возрасте наказывать непослушного ребенка нужно правильно. Прежде всего, не кричите, старайтесь рассказать малышу, что он не прав строго, но спокойно. Пройдет еще пол года или год, и кроха начнет отличать хорошие поступки от плохих. Однако боясь вашего гнева, скорее всего, не расскажет сам, что именно он натворил.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает чувствовать независимость и очень часто идет наперекор своим родителям не потому, что чувствует правоту, а потому, что старается показать, насколько сильно он уже может сопротивляться. Как наказывать ребенка в три года, если он начал показывать свое «я» и стоять на своем во что бы то ни стало?

Выбирая, как правильно наказывать ребенка в 3 года нужно учитывать и то, насколько вы сами можете управлять в данную минуту своими эмоциями, умеете ли выслушать малыша, уделить время для разговора и детального разбора его поступка. Ведь, как известно, этот возраст славится своим «Почему?», и может быть, вызвав интерес у крохи, вы сможете раз и навсегда остановить порчу обоев в прихожей или «игру за хвостик» с котенком.

В возрасте от 3 лет и старше причин непослушания может быть несколько, и как наказать ребенка в 4 года и старше, зависит именно от того, почему он поступил неправильно:

  • Малыш самоутверждается;
  • Кроха испытывает недостаток вашего внимания и старается обратить его на себя;
  • Взрослый обещал что-то и не сделал, и теперь ребенок старается изо всех сил «насолить» взрослому обидчику;
  • Малыш потерял веру в себя, слыша каждый раз какой он «недотепа», «не аккуратный» и «не умелый», и решил подтвердить мнение родителей.

Выбирая наказание, помните, что вслед за ним обязательно последует прощение, а значит – вы никогда не должны напоминать малышу о случившемся.

Можно ли наказывать детей, применяя силу?

Главное – правильно выбрать, как наказать ребенка за плохое поведение. Если ваша цель – разъяснить малышу, в чем его вина и в дальнейшем не допустить подобного, необходим конструктивный спокойный разговор, с акцентом на тех действиях, которые вас расстроили.

Как бы ни провинился кроха, ни в коем случае не бейте его, и уж тем более не наказывайте ребенка ремнем. Помните, что это только кратковременное решение вопроса, которое чаще всего вызывает у малыша обиду на вас. Когда эмоции утихнут – у вас возникнет колоссальное чувство вины и жалости к крохе. Поверьте, если наказание влечет за собой такие чувства, то оно того не стоит.

Кроме того, старинная поговорка «не поротый сын – бесчестье отцу» канула в лету. Наказание детей в старину было обусловлено стремлением старшего в семье подчинить себе младшего, быстро и безоговорочно. А связано это было с тем, что детей в семьях было много, а особого времени на воспитание у родителей никогда не было. Розгами быстро ставился на место провинившийся, а заодно и все остальные получали наглядный пример. Современные методы воспитания приветствую более лояльные подходы и методы наказания.

И конечно, выбирая малышу наказание, не забудьте хорошо взвесить причину плохого поведения. Излишняя агрессия или подвижность, намеренная и целенаправленная порча имущества может послужить поводом обратиться к детскому психологу или невропатологу.

Доктор Комаровский: непослушный ребенок

4 комментария на «“Как наказать ребенка − что бывает если перешагнуть ту «тонкую грань» воспитания?”»

Как достали статьи не о чем. Вы ребенка не наказывайте , а уж шлепнуть уж вообще не при каких условиях…просто хмуро на него посмотреть что ли? А то не дай Бог вырастет озлобленным на весь белый свет! С чего-то он вдруг вырастет озлобленным. А если не наказывать не вырастет ли он «безпредельщиком» по прозвищу «хочу»?
Если вы уже даете такие советы, так пожалуйста будь те так добры приводите побольше (!) конкретных примеров..тогда статья действительно будет ценной. А эта статья написана, простите, бездарным журналистом лишь бы была. Это мое личное мнения! Надеюсь оно совпадает с большинством читателей!

Читайте также:  Дисбиоз выраженный у мужчин с преобладанием условно патогенных анаэробных микроорганизмов

Вы не стой ноги встали? откуда столько негатива из-за безобидной публикации, наверное вас в детстве жестоко наказывали?:)))
Если не нравиться то что вы читаете, сходите к детскому психологу он вам более точные и конкретные советы приведет как конкретно ваше чадо воспитывать.

Уважаемые гости , коллеги и специалисты ! Я работаю уже с подрастающим поколением много лет и поверьте опыт уже колоссальный. Я возмущен с такими методами воспитания как принуждение и заставление отжиматься и приседать. Почему эти спортивные методы вдруг стали способами и приемами наказаний? Вожатые и воспитатели детских лагерей и тренера секций а также порой и учителя буквально бредят этими методами. Ведь это не методы! Спортом наказывая — это привить негативное отношение к самому спорту. Как не жаль вам смотреть на то как мальчишка вынужден по вашей прихоти отжиматься и приседать ,в результате чего потом несколько дней у него болят грудные мышцы и ноги? Что хорошего в том что вы его так наказали? Хорошо если никто не видит этого ,а если публично вы наказали при всем коллективе и на него провинившегося смотрят его же друзья и еще поддакивают и издеваются и смотрят как бедняга мучается — то вы просто варвар и вам не место быть с детьми! Это давно признаны психологами как неадекватными физическими наказаниями. И потом вы хотите чтоб вас слушались и были с другими дружнее? Как вы ошибаетесь! Я за за такое применение методов этих увольнял с работы и не подпускал бы к детям и близко. Вы подло поступили к детям ,если такое применяете в работе своей.Какой же вы воспитатель и наставник детям после таких приемов воздействия на них? Последствия такого воздействия на подростков порождает следующее:
1. Вы озлобляете ребенка против себя и не ожидайте к вам лучшего отношения.
2. Вы ошибаетесь ,что это полезно так воспитывать. Вы уничтожаете в нем его чуство личного достоинства.
3. Вы элементарно унизили его перед другими его друзьями и тем более девочками и это его угнетает внутри себя.
4. Вы причиняете ему моральную психологическую боль а также физические боли в области ног и груди.
5. Вы применяете метод дедовщины ,который к сожалению процветает на зонах и в армии. Нам нужны полноценные дети а не послушные солдатики которые от страха вам вынуждены подчиняться.
6. Это не педагог и не воспитатель,который унижает и издевается над детьми заставляя отжиматься и приседать.
7..Вы забыли что есть международная концепция по защите прав несовершеннолетних. Там есть статья запрещающая эти методы воздействия на детей.
БУДЬТЕ МУДРЫМИ В ВЫБОРЕ ВЗЫСКАНИЯ И НАКАЗАНИЯ НЕ УЩЕМЛЯЯ ДОСТОИНТСТВО И ГОРДОСТЬ РЕБЕНКА. ! Бить и спортом наказывать — на современном этапе просто не допустимо. ЛЮБИТЕ И УВАЖАЙТЕ ДЕТЕЙ. ЧАЩЕ ЛУЧШЕ ИМ В ГЛАЗА СМОТРИТЕ И ДУМАЙТЕ — а может простить его а не унижать?

Бить или не бить детей?

Самые читаемые блогеры ЖЖ и авторитетные колумнисты в новой еженедельной рубрике SUNMAG.

Ко мне в блог постоянно заходят люди из поисковиков по запросам: «Можно ли бить детей?», «Физические наказания детей». Как, Макаренко бил детей? Разберемся.

С одной стороны, официальная педагогика и наши законы прямо запрещают физические наказания. С другой стороны, книга Соломона (которую мало ли кто там писал и переписывал) гласит: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его», – и этот постулат до сих пор находит немалое число добросовестных последователей.

Я тему родительского рукоприкладства поднимал в блоге часто, и, знаете, многие взрослые люди в комментариях с ностальгией вспоминают, как на них самих это работало:

– Даст мне мамка шлепака, и я шелковая…

– За такие слова мне мигом прилетало по губам, зато я папе благодарен…

– Меня отец драл как сидорову козу – я человеком вырос.

Даже известный детский доктор Комаровский уже в нескольких телеинтервью сказал: «Да, есть такие дети с определенным складом характера, которых может остановить только шлепок».

Еще в этом вопросе колоссальное количество родителей и просто читателей вспоминают пощечину Макаренко, а также табуретку и бранное слово из «Педагогической поэмы». Мало кто действительно читал эти эпизоды, поэтому скажу только, что Антон Семенович был яростным противником физических наказаний. Кто не верит – перечитайте.

Чтоб окончательно закрыть вопрос, я процитирую его «Книгу для родителей»: «. Если вы бьете вашего ребенка, для него это во всяком случае трагедия: или трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения. Но трагедия эта – для ребенка. А вы сами – взрослый, сильный человек, личность и гражданин, существо с мозгами и мускулами, вы, наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребенка, что вы такое? Прежде всего вы невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребенка, можно до слез хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство. В самом лучшем случае, в самом лучшем, вы похожи на обезьяну, воспитывающую своих детенышей…»

Надеюсь, этот отрывок сократит ряды тех, кто знаком с педагогикой Макаренко лишь понаслышке и считает, что его богатый опыт заключается именно в битье.

Откуда берется это физическое наказание?

Детей ведь колотят не за разбитую чашку, не за двойку, не за описанную кровать. И не за грубость родителям, не за непослушание, не за плохие поступки. Это все можно решить словами.

Битье оказывается проще и, как ни печально, эффективней, когда родителю лень или он устал, или он глуп. Бегает дитя и резвится, а взрослый раздражается на его шум. Шлеп! Настроение ребенку испорчено, зато быстро наступает тишина.

Вот ребенок родился. Его пока никто не бьет. Он растет, ходит, бегает, познает мир и границы дозволенного. В один день случается так, что родитель поленится или искренне будет считать, что это не повредит, или впадет в гнев, – это все само по себе неправильно, и ребенку достанется сначала крик, а скоро и первый удар. И родитель, даже не раскладывая этот момент по полочкам в голове, найдет его вполне удачным и применимым педагогическим опытом. Как говорят психологи, пройдена грань, отношения перешли в новое качество.

Это наша слабость выражается в битье. Накопились эмоции, а на ребенка их слить проще простого. Больше ведь никто по отношению к себе этого не позволит.

Поэтому в вопросе «Бить или не бить?» не может быть решения «Все хорошо в меру». Потому что иной дурак такую свою меру найдет, что уколотит детей насмерть. Ответ тут будет только один. Бить детей нельзя ни в коем случае.

Ссылка на основную публикацию
Шиленина Елена Николаевна – гинеколог, отзывы
Отзывы о враче Шиленина Елена Николаевна Положительное: Мне всё понравилось, на приёме всё было хорошо, я приду к ней ещё...
Швы хирургические — Медицинская энциклопедия
Хирургическое соединение тканей виды способы ХИРУРГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПЕРЕВЯЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Хирургические инструменты, правила их хранения и применения. Шприцы и инъекционные...
Шевеления плода при беременности — когда, почему и как часто
Шевеление плода при беременности. Уровень активности вашего ребенка – пинков, кувырков и покачиваний, которые вы можете чувствовать, – будет изменяться...
Шина медицинская виды и показания к применению
Виды шин и их характеристики Шины проволочные по Тигерштедту Шина-протез -- протез, замещающий какой-либо дефект и одновременно снабженный шинирующими приспособлениями....
Adblock detector