Синдром Аспергера и травля в школе Синдром Аспергера

Синдром Аспергера и травля в школе Синдром Аспергера

Возможности для людей с аутизмом в Израиле

Директор Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім» Лариса Рыбченко стала участницей международного курса «Творческое мышление в специальном образовании», который проходил в Израиле в феврале. Организатором Курса выступил Центр сотрудничества и развития (ЦСР), который пригласил участников из разных стран. Г-жа Рыбченко привезла с собой много информации относительно опыта страны в сфере образования детей с аутизмом, которым делится на страницах «Аутизм сегодня» .

– Что представляет собой израильская система образования для особенных детей?

– Все начинается с яслей для раннего вмешательства для детей двух-трех лет. Затем малыши могут идти в специальные сады для детей с аутизмом. Следующий этап – школа. В Израиле работают четыре специальные начальные школы для детей с этим расстройством. Они находятся в Иерусалиме, Ришон-ле-Ционе, Герцлии и Тель-Авиве. Их месторасположение специально выбирали таким образом, чтобы дети из разных регионов могли добраться до школ. В таком учреждении учатся ребята от 6 до 12 лет. Независимо от развития ребенка его обязательно возят в школу и обратно. Никто не сидит дома за закрытыми дверями! После 12 лет ребята попадают в специальные старшие школы для детей с аутизмом, где учатся мальчики и девочки от 12 лет до 21 года. 21 год – это возраст, с которого в Израиле заканчивается школьное образование для детей с особенностями в развитии. В такой школе есть ученики с интеллектом среднего и ниже среднего уровней. В обычных школах среднее образование заканчивается в 18 лет. Несомненно, в Израиле работают и инклюзивные школы, в классах которых у каждого ребенка с аутизмом есть свой тьютор. Этого специалиста оплачивают родители совместно с государством. Всего в инклюзии Израиля находятся 30% детей с аутизмом.

Еще один этап обучения особенных детей – колледж. В нем учатся и обычные, и особенные ребята. Это тоже инклюзивное обучение.

В Израиле большое внимание уделяется обучению специалистов. Например, при Педагогическом колледже им. Давида Елина в Иерусалиме есть школа-сад для детей с особенностями в развитии, в том числе с аутизмом. Это позволяет молодым специалистам обучаться коррекции таких ребят на практике.

– Какой израильский проєкт вам запомнился больше всего?

– Мне бы хотелось рассказать о квартирах поддерживаемого проживания, которыми людей обеспечивает общественная организация «Шекель». Она была создана в 1978 году для того, чтобы помогать детям и взрослым с особыми потребностями жить и трудиться в непосредственной близости от своих семей. В «Шекеле» всего есть 60 квартир. В каждой живет по несколько человек, которые уже имеют какую-то профессию. К одной квартире прикреплены трое воспитателей, которые меняются по сменам. Их задача – присматривать за жильцами и поддерживать их. В квартире, которую нам показывали, жили четыре человека с аутизмом. У каждого есть своя спальня, комната для воспитателя, кухня, студия-гостиная. Ребята каждый день ходят на работу. Если они задерживаются, им перезванивают и интересуются, все ли у них в порядке.

– Удалось ли вам пообщаться с самими людьми с аутизмом?

– Да, и они рассказали нам несколько историй из своей жизни. Больше всего мне запомнилась история парня по имени Брайан. Ему 27 лет. У него синдром Аспергера и он очень талантлив. Так сложилось, что его родители долгое время не замечали у него аутизма. Его считали просто замкнутым и странным. Примерно в 14 лет родители все же решили показать сына специалистам. Расстройство выявили, но это не помогло достигнуть взаимопонимания в семье. Брайан не хотел жить с родителями. И ему повезло: мама узнала о «Шекеле» и его туда приняли. Теперь парень адаптировался в своем новом жилье и нашел друзей. Сейчас он работает в театре. Брайан на очень хорошем счету в организации, поэтому может уходить из квартиры даже на несколько дней. Свой путь он охарактеризовал так: «Я прошел через ад, чтобы научиться общаться, понимать и сопереживать».

– Каким аспектам воспитания детей с аутизмом в Израиле уделяют больше всего внимания?

– Личному пространству каждого человека. С основами этой темы ознакамливают всех детей, а детей с аутизмом – особенно. Им рассказывают о частях тела, объясняют, кто и при каких условиях может к ним прикасаться и т.д. Особое внимание уделяют сексуальному воспитанию людей с аутизмом. Это очень важный элемент, потому что у особенных детей, как правило, сенсорные восприятия просыпаются позже. И до 12–13 лет разницу между мальчиком и девочкой они не ощущают вообще. Потом идут резкие изменения в теле человека, которые их шокирует. Ведь они не понимают что происходит и не знают кого об этом спросить. Это часто вызывает депрессию и множество других проблем. Специалисты подчеркивают, что разговоры на сексуальную тематику с детьми с аутизмом следует начинать вести не позднее восьми лет. Потому что базу особенным детям всегда необходимо закладывать раньше – до того, как они начнут интересоваться этим вопросом.

– В Израиле люди с аутизмом работают?

– Да, конечно. Тот же «Шекель» предоставляет работу на закрытом специальном производстве, а также ищет вакансии на открытом рынке труда. В первом случае люди делают какую-то однообразную работу, например, изготавливают ручное мыло и свечи, раскладывают конфеты в коробки, строчат подарочные мешочки, передники, упаковывают товары пленкой и т.д. Во втором – работают в зависимости от образования, которое может быть и высшим. Многим нравится работа, связанная с компьютерными технологиями. Бывают ситуации, когда у человека случается эмоциональный срыв. Тогда его могут отправить на закрытое предприятие или устранить раздражающий фактор. Нам рассказывали, что одну женщину раздражал зеленый цвет. После того как его поменяли на желтый, все наладилось.

Читайте также:  ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ классификация, их причны, симптомы, диагностика, лечение и профилактика

– Что из израильского опыта вы бы хотели перенести в Украину?

– Многое. Например, специальный закон об аутизме, большее количество нозологий (в Израиле их 13, а у нас – только 8), наличие специальных школ для особенных детей и тьюторов для ребенка в инклюзии. И главное, что хотелось бы видеть в нашей стране – толерантность, которая помогает всем особенным людям чувствовать себя неотъемлемой частью общества.

Принц с планеты Аспергера

«Аспергеры» любят уединение и тишину, им трудно переносить шум больших школ.

ФОТО: cinebum.eu, mediad.publicbroadcasting.net

Синдром Аспергера нередко диагностируется у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Как он проявляется, что можно предпринять, каковы прогнозы – об этом наша беседа со спецпедагогом, консультантом Таллиннского учебно-консультативного центра Миленой Погодаевой.

Неумение «устраиваться», понимать законы общежития, следовать его неписаным правилам. Высокомерие и одновременно беспомощность в элементарных житейских ситуациях. Потрясающие таланты в одной области и полные провалы в других. Уход в себя и неожиданная оживленность там, где ее никто не ждал. Похоже на портрет Шерлока Холмса? Если бы великий сыщик жил в наше время, возможно, психиатры поставили бы ему диагноз «синдром Аспергера».

Связь между своеобразными, иногда даже исключительными способностями и странностями в повседневной жизни – совсем не явление нашего времени, такие люди существовали всегда. Двадцатый век принес в обиход такое понятие, как «аутизм». Так стали называть широкий спектр особенностей поведения с затруднениями в контакте с внешним миром. Разные его формы настолько не похожи друг на друга, что их лишь условно можно объединить в одну группу. Этот диагноз может относиться как к человеку, почти полностью выключенному из общения с миром, едва реагирующему на самых близких, так и к тем, кто ведет почти обычную жизнь.

Из созвездия аутизма

В 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер описал детей, отличавшихся неспособностью к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью. Однако прошли десятилетия, прежде чем были определены диагностические стандарты этого нарушения развития, которое психиатры относят к числу более легких расстройств аутического спектра. В отличие от «настоящего» аутизма у таких детей обычно хорошо развита речь, в порядке интеллект и, в принципе, дети-аспергеры могут обучаться по государственной программе массовой школы. Чем же они отличаются?

Ребенок предлагает соседу по парте конфету. Тот, стесняясь, отказывается. Но по неуверенному тону и отведенным глазам предлагающий понимает, что на самом деле тот хочет взять, но не решается. И тогда предлагает еще раз. Ребенок же с синдромом Аспергера среагирует только на слова: нет – значит, нет. Не потому, что он черствый или жадный. Просто потому, что все, что не названо словами, для него не очевидно. Он все понимает буквально. Он может чувствовать, что в поведении соседа что-то не так, но не может сказать, что конкретно. «Аспергеров» отличает некое «слепое пятно» на том месте, где у людей складываются гипотезы о чужих мыслях и чувствах. Это и есть один из диагностических признаков для определения этого синдрома.

Или другой пример теста. На картинке изображены две девочки, мячик и две коробки – синяя и красная. Девочки прячут мячик в красной коробке. На другой картинке одна девочка выходит из комнаты, а другая перепрятывает мячик в синюю коробку. На следующей картинке девочка возвращается. В какой коробке она будет искать мячик? Обычный четырехлетний ребенок скажет, что в красной: девочка же помнит, где они прятали мячик! Ребенок же с синдромом Аспергера скажет, что в синей. Потому что он знает, где теперь находится мяч, а то, что этой информацией могут не владеть другие люди, ему в голову не приходит.

Лицей №9

Версия сайта для слабовидящих

Как работать с аутичными детьми в секциях и кружках?

Как работать с аутичными детьми в секциях и кружках?

Рекомендации для тренеров и организаторов внешкольных занятий по работе с детьми с аутизмом

Если вы спортивный инструктор или руководитель организованной детской группы вроде скаутских отрядов, секции или детского клуба, вам могут предложить включить в вашу группу ребенка с аутизмом. Вот краткое руководство о том, как справиться с его возможными особенностями.

Участие в спортивных командах или группах скаутов и юных натуралистов популярно среди детей и подростков. Детей с особыми потребностями побуждают включаться в такие занятия, чтобы улучшить их здоровье и дать им возможность завести друзей.

Аутизм — это хроническое расстройство, которое влияет на то, как человек общается с другими и относится к людям вокруг себя. Детям с аутизмом сложно выстраивать значимые отношения с другими людьми. Их способность заводить друзей ограничена, также как и их способность понимать выражения эмоций других людей. Все аутичные дети сталкиваются с проблемами в трех областях: социальное взаимодействие, социальная коммуникация и социальное воображение. Это называют «триадой нарушений при аутизме» Дети с аутизмом часто обладают повышенным уровнем возбуждения нервной системы, неприятием изменений и/или фиксацией на определенных предметах или темах, которые их особенно интересуют, например, динозавры или поезда. Некоторые аутичные дети могут иметь также сопутствующие нарушения обучения.

Аутизм влияет на разных людей по-разному и в разной степени, поэтому трудности и типы поведения, которые вы встречаете у одного ребенка, могут очень сильно отличаться от особенностей другого. По этой причине аутизм описывают как широкий спектр расстройств. Вы могли встречать такой термин как расстройства аутистического спектра (РАС).

Читайте также:  Быстрое засыпание и глубокий сон вместе с «Дашуй»

У некоторых детей может быть диагностирован синдром Аспергера (СА) или высокофункциональный аутизм. У детей с синдромом Аспергера меньше проблем с речью, чем у детей с аутизмом. Они часто говорят свободно и много, хотя иногда их речь может звучать очень формально и неестественно. У детей с синдромом Аспергера обычно нет трудностей в обучении, связанных с аутизмом; более того, их уровень интеллекта средний или выше среднего. Многие дети с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом ходят в обычные школы и, с должной поддержкой и поощрением, хорошо справляются с учебой и могут получить высшее образование и трудоустроиться.

Как и все дети, каждый ребенок с аутизмом отличается от другого, поэтому приведенные описания нужно принимать только за общие рекомендации. Вместе с тем, проблемы, влияющие на социальное взаимодействие, коммуникацию и воображение, вместе со стереотипным поведением, типичны для всех детей с аутизмом. Для краткости, мы используем в этой информационной брошюре слово «аутизм», называя им все расстройства аутистического спектра, включая и синдром Аспергера. Вам могут не понадобиться все стратегии обучения, приведенные ниже, но некоторые из них вы можете посчитать полезными.

Распространено мнение, что связи в мозгу аутичных детей работают иначе, чем у детей с типичным развитием. В результате, они часто склонны к визуальному мышлению, и для понимания им необходимо дробить общую информацию на маленькие части. Полезным бывает снабдить ребенка с аутизмом визуальным расписанием (расписанием с картинками), чтобы он понимал, что будет происходить дальше. Например, если вы учите ребенка плавать, расписание может включать картинки того, как ребенок приезжает в бассейн, переодевается, учится плавать, играет, моется в душе, одевается и едет домой. Ламинированную копию расписания можно поместить рядом с бассейном, в доступном для ребенка месте.

Детям с аутизмом может быть сложно следовать инструкциям, которые даны всей группе в целом. Например, они не могут понимать, что «Пора входить» относится к ним, поэтому вам может понадобиться давать им индивидуальную инструкцию. Всегда сначала говорите имя ребенка: «Джонни, пора входить», чтобы привлечь его внимание и дать ему понять, что вы обращаетесь и к нему.

Говорите спокойным голосом и не кричите. Говорите медленно и разборчиво и, если вы не получаете немедленной реакции, наберитесь терпения — понимание инструкции у аутичного ребенка может занять больше времени, чем у ребенка с типичным развитием. Детям с аутизмом может быть также трудно воспринимать сразу много вербальной информации, поэтому пытайтесь разбить инструкции на очень короткие фразы и, где это возможно, сопровождайте их картинками и визуальными знаками.

Дети с аутизмом склонны воспринимать речь буквально. Просьба «подтянуться» (то есть, играть лучше) может привести к тому, что они действительно начнут подтягиваться; они не смеются над вами, просто следуют инструкции, которую вы дали. Старайтесь избегать идиом и метафор и всегда говорите то, что имели в виду. Аутичные дети могут быть поставлены в тупик такими именами и названиями, как «орленок» и могут ожидать действительно увидеть птицу, когда идут в гости к «орлятам» в первый раз. Если вы покажете им фото «орленка», это поможет разъяснить эти вещи, до того как вы придете в группу.

Когда ребенок с аутизмом попадает в новую ситуацию, он или она может очень сильно разволноваться. Детальное планирование до того, как они присоединятся к группе или начнут заниматься чем-то новым, принесет неоценимую пользу в снижении уровня тревоги.

Это можно сделать несколькими способами. Если это возможно, пригласите ребенка посетить то здание, где будет происходить событие, когда там не будет других детей. Это позволит ребенку познакомиться с новым окружением, не отвлекаясь на детский шум. За этим визитом могут последовать другие в присутствии детей с постепенным увеличением времени пребывания ребенка. Вначале родители могут захотеть остаться со своим ребенком, и им нужно позволить это, даже если это не входит в стандартную практику.

Используйте альбом с фотографиями, чтобы познакомить ребенка с местом и видом деятельности, демонстрируя картинки здания с детьми и без детей, фото руководителей группы и инструкторов, разных занятий, которые могут происходить, маршрут до и из группы и тому подобное. Может понадобиться показать их ребенку много раз, пока они не привыкнут к новым занятиям.

Один из вопросов, который может возникнуть — стоит или не стоит говорить другим детям, что у одного из членов группы аутизм. Есть «за» и «против» этого, и решение принимается вместе с родителями ребенка. Некоторые дети, к сожалению, могут дразнить ребенка, если они знают, что у него или у нее аутизм, но они могут делать это в любом случае, если они осознают, что ребенок отличается от них. Другие дети поступят наоборот и захотят дружить с ребенком с аутизмом.

Если Вы решите сообщить другим детям, важно объяснить им отличия, которые вызваны аутизмом так, чтобы им было понятно. Они должны понять, например, почему аутичному ребенку не запрещают делать то, что запрещают делать им. Часто используемая стратегия установления отношений между ребенком и группой — это создание «Круга друзей».

Другое преимущество того, что остальным членам группы известно, что у ребенка есть аутизм, состоит в том, что вы тогда можете попросить сверстников подать пример и показать аутичному ребенку, как выполнять определенное задание. Это поможет ребенку лучше понимать инструкции. Когда вы учите или показываете ребенку с аутизмом новое задание, оно должно быть разбито на маленькие шаги или этапы, что даст ребенку достаточно времени для изучения каждого из них.

Читайте также:  Фосфалюгель - инструкция, состав, аналоги, показания, дозировка, противопоказания, цена - МедОбоз

Братья и сестры

Если у ребенка есть брат или сестра в той же группе, постарайтесь не рассчитывать, что они станут присматривать за ним, так как у них должна быть возможность получать удовольствие от происходящего без дополнительной ответственности. Это не значит, что вы не можете спросить их совета, если вы испытываете сложности с аутичным ребенком.

Дети с аутизмом обычно чувствуют себя комфортно в структурированной обстановке и часто хорошо выучивают правила и соблюдают их.

Аутичные дети обычно лучше воспринимают все визуально, поэтому хорошей идеей будет разместить на стене написанные или визуальные инструкции или дать из ребенку, чтобы он понимал правила группы или занятия. Они должны быть адаптированы под нужды ребенка и могут включать в себя инструкции вроде «слушай ведущего, когда он говорит». Важно установить правила с самого первого дня нахождения ребенка в группе, но это не значит, что не могут устанавливаться новые правила, если они необходимы. Все правила нужно подробно объяснить ребенку, вместе с причиной для появления такого правила, в соответствии с уровнем понимания ребенка.

Многие игры и виды спорта содержат правила и формальные условия того, как участники должны вести себя друг с другом. Они иногда могут быть трудны для понимания аутичным ребенком. Они часто хотят присоединиться к игре (например, в футбол), но не представляют, как участвовать. Хорошей идеей может быть дать ребенку партнера, который будет давать объяснения ему или ей по ходу игры. Также полезно включить в занятия такие игры и действия как плавание, скалолазание, запуск воздушного змея, бег и тому подобное — то, что не требует от ребенка быть частью группы. Некоторые дети с аутизмом предпочтут и лучше справятся с индивидуальными видами спорта, чем с командными.

У аутичных детей часто нет чувства страха, и они не всегда могут предвидеть последствия своих действий. Поэтому важно четко озвучить правила безопасности, так, чтобы ребенок их понял. Полезно дать родителю список правил в письменном виде, до того как ребенок придет в клуб, чтобы они могли изучить эти правила вместе с ребенком. Также удостоверьтесь, что вы объясняете ребенку правила перед началом любого определенного занятия. Может понадобиться сделать это много раз, прежде чем ребенок поймет их полностью.

Дети с аутизмом могут быть гиперчувствительны (слишком чувствительны) или гипочувствительны (недостаточно чувствительны) к сенсорным ситуациям, связанным со светом и звуком. Например, ребенок может чувствовать физическую боль от легкого прикосновения или сломать кость, и ничем не показать того, что ему больно. Похожим образом, они могут не переносить некоторые звуки, и им может понадобиться использовать защиту для ушей, чтобы блокировать шум, который вызывает у них физический дискомфорт. Они могут демонстрировать самостимулирующее поведение, такое как махание руками или верчение на месте, которое позволяет им чувствовать контроль над окружением, вызывающим дискомфорт.

Один человек с аутизмом так описал своё ощущение сенсорной перегрузки:

«Если я испытываю сенсорную перегрузку, тогда я просто отключаюсь — ты испытываешь то, что называют фрагментацией… Это странно, как будто бы ты смотришь сразу 40 телеканалов». (Уилкс, 2005)

Аутичному ребенку может быть также трудно слушать вас в шумной обстановке, просто потому что они не могут блокировать фоновый шум. Если возможно, предоставьте ему тихую комнату или место, куда он может пойти, чтобы успокоиться.

Проблемы с балансом могут сделать занятия, включающие баланс, такие, как некоторые виды спорта, очень трудными для ребенка с аутизмом. С другой стороны, они могут пытаться стимулировать себя через кручение на месте и качание. Диспраксия (сильная неуклюжесть) также является частым состоянием у людей с расстройствами аутистического спектра.

В большинстве случаев нет никаких причин, по которым ребенок с аутизмом не может пойти с группой на прогулку или в поход с ночевкой, но при этом важно подробно планировать такое путешествие.

Некоторым детям может понадобиться помощь один-на-один или от взрослого, или от ребенка-партнера. Если возможно, покажите ребенку фотографии или брошюру о месте, в которое он или она отправится. Если они идут в поход с палатками, хорошей идеей будет провести ночь в палатке во дворе заранее, чтобы они привыкли к этому.

Организуйте встречу с родителями ребенка и обсудите, как лучше всего поддержать его во время путешествия. Пригласите на встречу самого ребенка, чтобы он знал, каков план путешествия, и то, что руководитель группы будет заменять ему родителя, пока он будет в походе.

Позвольте ребенку позвонить домой, когда вы добрались до места. Это принесет пользу и родителям, и ребенку. Также полезно предоставить ребенку визуальное расписание, чтобы он или она всегда знали, что будет происходить дальше. Например, расписание может включать картинки автобуса, затем картинки кафе или ресторана, снова картинки автобуса, места ночевки и т.п.

— Все руководители группы должны знать правила и ожидания от ребенка и удостовериться, что они постоянно применяются.

— Ваша речь должна быть простой и понятной.

— Используйте поощрения, а не наказания (дети с аутизмом могут быть более мотивированы, если поощрение связано с их особыми интересами).

— Делитесь информацией и опытом с родителями и опекунами.

— Будьте в курсе того, что может расстроить ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Симптомы энцефалопатии, лечение энцефалопатии в ЦМЗ «Альянс»
Диагностика энцефалопатии при помощи МРТ – МЕДСИ Содержание Что такое энцефалопатия и какая она бывает Виды недуга Стадии заболевания Причины...
Симптомы и признаки ком в горле — ALANDA Хирургия
Застрял ком в горле. По статистике, на ком в горле женщины жалуются в 3 раза чаще мужчин. У большинства людей...
Симптомы и признаки мастопатии молочной железы как лечить болезнь
Нужно ли лечить мастопатию (фиброзно-кистозную болезнь)? Молочная железа представляет собой отличительную особенность целого зоологического класса – класса млекопитающих. От рождения...
Симптомы, причины и лечение колита кишечника народные средства и диета в помощь
Воспаление толстой кишки: симптомы и лечение Патологии работы желудочно-кишечного тракта являются наиболее часто диагностируемыми дисфункциями организма человека. Воспалительные процессы пищеварительной...
Adblock detector