Слова на языке тела ребенка, которые не то что должны, обязаны знать родители

Слова на языке тела ребенка, которые не то что должны, обязаны знать родители

Из-за чего ребенок дергает ножками и ручками

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами на очереди статья, посвященная здоровью вашего ребенка. Будем с вами разбираться с привычкой малыша дергать руками и ногами. Ведь в некоторых случаях это будет совсем не привычка и не баловство, а причина временного недуга или серьезной болезни.

Однозначного ответа на вопрос, почему малыш дергает ногами дать невозможно, потому что это зависит от множества факторов. Во-первых, зависит от возраста, во-вторых, как часто он это делает, в-третьих, плачет он при этом ли нет. Со всем с этим мы с вами будем разбираться в следующем пункте нашей статьи, который как раз таки и будет посвящен причинам такого поведения малыша.

Причины такой активности ребенка

  1. У вас просто такой активный ребенок, у него такой темперамент. Он может очень рано начать переворачиваться и ползать, он может требовать чтоб с ним игрались. В этом случае, дергая ножками он либо себя развлекает либо привлекает к себе внимание. При этом ребенок не плачет, не кривится и не выгибается.
  2. Ребенок просто балуется. Это характерно для детей более старшего возраста. Например, ребенку уже три года и ногами он может дергать просто, потому что скучно, от нечего делать. Как бы смешно это не звучало, но я и сам помню себя в этом возрасте и помню, как дергал ногами, лежа на диване, потому что мне было скучно.
  3. Кишечные колики, запор, скопление газиков в пищеводе. Короче, все проблемы, связанные с пищеварением. В этом случае малыш будет не так часто дергать ногами, он будет больше поджимать их к себе и плакать, возможно, кряхтеть и кривиться.
  4. Гипертонус мышц. Это самая распространенная причина, по которой дети дергают ручками и ножками. Как говорит доктор Комаровский «Сейчас гипертонус есть у всех детей и он не так страшен, как его рисуют». Повышенных тонус мышц заставляет практически всегда находиться в движении. Ребенок начинает сгибать и разгибать суставы очень активно, также начинает выгибать спину и запрокидывать голову. Об этом я, кстати, статью писал, так что перейдите по ссылке и прочитайте «Почему ребенок выгибает спину».

Гипертонус то, в принципе, явление временное и наблюдается лишь только в первый год жизни ребенка. Если выполнять некоторые простые процедуры, то он постепенно пройдет. Все эти процедуры я перечислю ниже в следующем пункте статьи.

  1. Более серьезные болезни, связанные с нервной системой. Имеется в виду ДЦП и эпилепсия. Такие болезни, естественно определяет врач и встречаются они в отличии от гипертонуса достаточно редко. В таких случаях у ребенка плюс ко всему еще и рассеянное внимание наблюдается, выпадение языка и т.д.

Как действовать в таких случаях

Нужно вначале определиться с причиной такого поведения младенца, а уже потом принимать какие-то меры.

Если ребенок дергает ногами во время кормления и эти действия носят не регулярный характер, то ему может не нравиться еда или хватать животик.

Если ребенок дергает ногами во сне, то, возможно, ему что-то приснилось или что-то заболело или опять же кишечные колики мучают.

Если же все эти подергивания ручками и ножками носят регулярный характер и плюс ко всему ребенок еще и спину выгибает с запрокидыванием головы, то большая вероятность того, что причиной этому является повышенный тонус мышц. Вам в этом случае не помешает сходить в больницу и проконсультироваться с врачом, который ничего страшного вам там назначить не должен.

При гиппертонусе мышц помогают:

  1. Профессиональный массаж. Его хотя бы пару раз должен выполнить специалист, чтобы вы посмотрели, как это делается. Если есть средства, время и желание, то лучше позволить этому специалисту доделать курс массажа до конца.
  2. Расслабляющий общий массажик, который может сделать любая мама. Простые нежные поглаживания пальчиками по спинке ребенка. Все это должно успокоить малыша и расслабить. Если выполнять данную процедуру каждый день, то вы увидите заметные улучшения.
  3. Купание в отварах трав. Мы своего обычно купали в ромашке. Она нас вообще от всех болезней спасала и от опрелостей и от гипертонуса.Так вот, в ежедневные процедуры помимо расслабляющего массажа вы еще добавляете и купания малыша в травках успокоительных. Это немного пригасит его чрезмерную активность и сделает более спокойным.
  4. Плавание в ванной с кругом. Подойдет не всем. У нас дома, например, ванной вообще нет, душевая кабина. А возить ребенка по бассейнам в таком возрасте мало кто будет.

Выполняйте с малышом каждый день зарядку, нежные поглаживания по спине, ножкам и ручкам, купайте малыша в травках и постепенно гипертонус исчезнет, а ваш ребеночек перестанет дергать ножками, а начнет на них ходить.

Нерво-психическое развитие детей первого года жизни

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Читайте также:  Кедровое масло для волос тонкости применения, маски и другие средства для бровей и ресниц

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Читайте также:  Инфекции ротовой полости обзор заболеваний

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Что делать, если ребенок во сне дергает руками и ногами?

Полноценный и здоровый сон необходим каждому человеку.

Но особенно это важно, когда дело касается детей. Ведь ночью организм ребенка развивается.

Поэтому родители обязаны следить за качеством отдыха своего малыша.

Когда ребенок во сне дергает руками и ногами – в первую очередь это может быть проявлением незрелости нервной системы.

Физиология сна

Растущему организму сон необходим. Новорожденным особенно важно соблюдать режим, ведь в первые месяцы жизни – ребенок начинает приспосабливаться к окружающей среде после внутриутробного развития.

Во время сна в организме малыша протекают важные для жизни процессы:

  1. Вырабатывается гормон, который отвечает за рост клеток. Это важно особенно в первый год жизни. Если ресурсов для роста и формирования организму не будет хватать, то это приведет к серьезным отклонениям в физическом развитии.
  2. Во время бодрствования днем, малыш получает много новой информации. А во сне мозг сортирует полученные знания. Какие-то данные становятся позже условными рефлексами, а какие-то просто остаются в памяти.
  3. Во время сна все органы отдыхают: замедляется работа пищеварительной системы, органы чувств притупляются, а двигательный аппарат практически перестает действовать.

Почему ребенок дергается во сне?

Иногда родители замечают, что их дети дергают руками и ногами во время сна. Как правило, неудобств малышу это явление не доставляет. Однако можно выделить причины, из-за которых это возникает:

Читайте также:  Неходжкинские лимфомы; Архив - Клинические протоколы МЗ РК - 2012 (Приказы №883, №165); MedElement

  1. Переутомление, в том числе и эмоциональное (получение ярких впечатлений в течение дня, поход в гости и др.)
  2. Прорезывание зубов.
  3. Кишечные колики, развивающиеся на фоне слабой перистальтики кишечника, либо незрелости органов пищеварительной системы. На фоне этого развивается повышенное газообразование, и ребенок дергает ножками во сне.
  4. Вздрагивают во сне дети часто во время опорожнения мочевого пузыря или кишечника.
  5. Высыпания на коже и зуд.
  6. Страшный сон, страх расстаться с родителями или упасть.
  7. Употребление большого количества еды перед отходом ко сну.
  8. Вздрагивания у ребенка могут появляться, если он испытывает боль.
  9. Дергать руками и ногами малыш во сне может в момент, когда он испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Обычно это происходит в неглубокой фазе сна.

Если ребенок вздрагивает во сне изредка, то скорее всего такое явление не вызвано какими-то серьезными проблемами. Но когда подергивания ногами и руками происходит регулярно, необходимо выяснить точную причину этому явлению.

Когда малыш засыпает, у него часто начинают трястись руки и ноги. Для новорожденного это явление обычно не доставляет дискомфорта. Спустя несколько месяцев дрожание проходит.

Крепкий сон важен для малыша

Вздрагивание по ночам у детей может возникать и в 2, и в 3 года. Подобная картина наблюдается и у взрослых людей. Это явление называется гипнотическим испугом. Оно характеризуется резким сокращение мышц в процессе засыпания. Поэтому если изредка ребёнок во сне дергает руками и ногами, то не нужно паниковать.

Как обеспечить спокойный сон ребенку?

Если вздрагивания во сне у ребенка возникают слишком часто, то это становится причиной для беспокойства родителей. Соблюдая определенные правила, можно постараться этого избежать. Если день малыша пройдет спокойно, то и ночью он тоже будет хорошо спать. Для этого нужно следовать таким рекомендациям:

  1. Перед сном ребенку можно делать легкий массаж. Процедура способствует расслаблению мышц и успокаивает. Поэтому малыш заснет быстрее.
  2. Хорошо помогают расслабиться ванны, если делать их перед сном. В воду можно добавить успокаивающие травы. Только перед этим стоит убедиться, что у ребенка нет на них аллергии. Но иногда принятие ванны может, наоборот, взбодрить малыша. Тогда эту процедуру лучше перенести на утро.
  3. В комнате, где спит ребенок, не должно присутствовать каких-то посторонних предметов, мешающих отдыху. Если он засыпает с трудом, то можно включить перед сном успокаивающую музыку, имитирующую шум моря или капли дождя.
  4. На качество сна влияет одежда, в которую одет ребенок. Пижама должна быть комфортной и не стеснять движения.
  5. Спальню перед отдыхом всегда нужно проветривать.
  6. Нельзя ложиться спать на голодный желудок, но и передать перед этим вредно. Поэтому вечером, за несколько часов до сна, ребенку можно выпить стакан молока или съесть фрукты.

Когда вздрагивания во сне опасны?

Если у ребёнка вздрагивания по ночам возникают редко, то их не следует воспринимать как что-то опасное. Но в некоторых случаях такое состояние может говорить о серьезных проблемах со здоровьем.

Следует обратиться к врачу если:

  • ребёнок очень часто вздрагивает ночью;
  • во время подергания он просыпается;
  • ноги и руки дергаются каждую ночь;
  • вздрагивания сопровождаются повышенной возбудимостью, болью и другими патологическими состояниями.
  • появляются судороги.

Если у ребенка обнаружится хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, то следует обратиться к педиатру. При необходимости он выпишет направление к узкому специалисту, например, к неврологу.

Если ребёнок вздрагивает во сне, то необходимо обратить внимание на:

  • частоту появления вздрагиваний;
  • их регулярность;
  • общее самочувствие малыша.

Диагностика

С помощью различных методов исследования можно определить причину вздрагиваний у ребенка во сне. Если у него возникают приступы судорог, то диагностика должна проводиться в условиях стационара и включать в себя анализ крови:

  • на гемоглобин;
  • биохимическое исследование;
  • на содержание фосфора и кальция;
  • на сахар.
  • рентгеновское исследование;
  • компьютерная томография (КТ) и МРТ – только в особо сложных случаях;
  • УЗИ головного мозга.

На основе полученных результатов ставится диагноз и назначается лечение.

Если вздрагивания во сне не связаны с нарушением в работе нервной системы, то со временем они проходят.

Когда у ребенка возникают фебрильные судороги на фоне высокой температуры, лечение должно быть направлено на заболевание, вызвавшее это состояние. Первым делом нужно снизить высокую температуру. Лечение вирусных инфекций у детей должно контролироваться педиатром.

Причиной появления судорог может стать спазмофилия. В процессе лечения болезни необходимо выполнять действия, направленные на повышение уровня кальция и фосфора в крови. Для этого используются специальные медикаментозные препараты. Совместно с ними, назначают седативные средства и витамины.

По мере повышения концентрации кальция и фосфора в крови, вздрагивания во сне будут прекращаться. Со временем спазмофилия проходит окончательно. Никаких последствий в дальнейшем из-за нее не возникает.

Помимо медикаментозного лечения, при судорогах ребенку назначается общий массаж. Детям старшего возраста проводятся физиотерапевтические процедуры, например, электрофорез.

Многие дети вздрагивают во сне. Как правило это явление не представляет опасности для их здоровья. Однако при появлении подобных симптомов необходимо тщательно следить за малышом днем и выяснить, что именно является причиной такого состояния. При возникновении подозрений на наличие серьезного заболевания, необходимо обратиться к врачу как можно скорее.

Ссылка на основную публикацию
Слезится глаз у ребенка причины, гнойные выделения и другие симптомы, лечение
Слезится глаз у ребенка — возможные причины выделения слезной жидкости Глаза – не только «зеркало души», но и показатель физического...
Слабительное в домашних условиях быстрого действия
Слабительные продукты Простые слабительные продукты — это вещества, богатые пищевыми волокнами. Обычно в этом качестве рекомендуют и молочные продукты-пребиотики, а...
Слабительное для беременных какие средства во втором и третьем триместре, лечение запора
Нормализуем работу кишечника: слабительное при беременности Нужно с осторожностью выбирать слабительные при беременности. Некоторые средства могут спровоцировать сокращение гладкой мускулатуры...
Слезоточивость глаз причины и лечение, глазные капли, на улице, резь, как избавиться, жжение, народн
Капли против слезоточивости глаз Выделение слёз – защитная функция организма. В норме оно происходит постоянно, предотвращая попадание в глаз частичек...
Adblock detector