Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада

Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада

Музыкальное воспитание детей-логопатов в условиях ДОУ

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 31.08.2019 2019-08-31

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Соколова, Е. А. Музыкальное воспитание детей-логопатов в условиях ДОУ / Е. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62218/ (дата обращения: 28.08.2020).

В музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста важно создавать и поддерживать атмосферу радости и психологического комфорта. Особенно необходима она для детей с нарушениями речи, поскольку у этих воспитанников наблюдаются нарушения и в других видах деятельности: изобразительной, некоторых видов музыкальной, мелкой и общей моторики. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющихся в недостаточно развитии восприятии, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

Помимо решения общих задач музыкального воспитания с детьми- логопатами следует работать над решением коррекционных задач. К ним относятся: оздоровление психики; воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Важно помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; формирование двигательных навыков и умений. Исправление ряда речевых недостатков: невнятное произношения, скороговорки, проглатывания окончания слов. Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу — внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Виды музыкальной деятельности

Виды музыкальной деятельности в группах компенсирующей направленности традиционные: слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально — ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество. Отметим особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

Слушание музыки

Слушание музыки является самостоятельным видом деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. При этом оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с речевыми нарушениями важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач. После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства. Следует ориентироваться на интересы детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания. Работая над развитием музыкального восприятия, желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Живой отклик находит у детей предложение нарисовать то, о чем рассказала музыка. У детей в группах компенсирующей направленности наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. В решении этой проблемы помогут следующие рекомендации: объединение ряда музыкальных произведений общим рассказом; посвящение ряда занятий творчеству одного композитора; сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений или близких по названию, но разных по характеру.

Исполнительство

Несколько слов о специфике такого вида музыкальной деятельности как игра на музыкальных инструментах, помогающего в решении коррекционных задач, а именно: развитию внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре; координации движений при игре на таких музыкальных инструментах как бубен металлофон, маракас, барабан. Развитию дыхания при игре на духовых инструментах; фонематического слуха в музыкально — дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?»; развитию координации пения с движением, музыкально- ритмического чувства.

Пение

Пение — один из важнейших видов музыкальной деятельности. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.) расширению кругозора; нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны. Пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха.

Произносительная сторона речи обладает определенной окраской: как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально- дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речи.

Читайте также:  Ettas Pantocrini 0,15 numero crini 1 mlDentur перевод - ettas Pantocrini 0,15 numero crini 1 mlDentu

Требования кподбору песен для детей снарушениями речи

При выборе песен для разучивания с детьми-логопатами необходимо обратить внимание на их соответствие возможностям детей, включающие следующие характеристики: доступное содержание, удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков. Лучше, если в песне несложная, запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой, без больших скачков, нисходящая мелодия песен. Темп песен медленный, или средний, постепенно переходящий в более быстрый. Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь украшает и поддерживает ее.

Коррекционная направленность песен позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработка правильного дыхания и т. д.

Музыкально-ритмические движения

Музыкально-ритмические движения — вид исполнительства, включающий упражнения, пляски, игры. Они оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают память, внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений. Ребенку с нарушениями речи при наличии определенных двигательных навыков легче передавать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Логоритмика

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных задач. Эти занятия проводит логопед и музыкальный руководитель. В занятия логоритмикой входят различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением. Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации и развития слухового внимания, а так же для развития волевых черт характера. Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т. д.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. В работе с детьми-логопатами следует придерживаться 2 принципов: персональное внимание к каждому ребенку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения (логопеда, музыкального руководителя, психолога) с воспитателями при активной поддержке родителей. В этом случае можно достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

  1. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972
  2. Орлова Т. «Учим петь» Система упражнений для развития музыкального слуха и голоса. // Музыкальный руководитель 2004. № 3, 2005. № 2
  3. Щербакова Н. «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи». // Музыкальный руководитель 2005. № 2-№ 5; 2006. № 2-№ 5; 2007. № 1

Система подготовки детей-логопатов к обучению в школе

Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени — функциональные (дисла- лия). На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематически процессов. Многолетняя практика показывает, что ребенка-логопата при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния, поэтому поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Коррекционная работа с детьми в детском саду должна быть направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

На индивидуатьных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведется работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверей; таким образом развиваются воображение, творческая фантазия, отрабатывается выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие по развитию лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который по ходу занятия сочиняют дети.

Система фронтальных занятий по коррекции произношения у дошкольников отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу этого метода положены комплексность и игровые приемы. В используемой нами системе занятий реализуется основной принцип специального образования — принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Читайте также:  Гаймороэтмоидит причины, последствия, диагностика, лечение, профилактика

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям: развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинетической основы артикуляторных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие интеллектуальных функций: (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени); развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности: дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки).

Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом; практикуем мы и разнообразное построение занятий: в одном случае — это игра, в другом — занятие-спектакль, где дети — и участники спектакля, и зрители; в третьем случае они — учителя, а не ученики.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в формах учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Последовательность ознакомления со звуками предлагается в соответствии с рекомендациями Г. А. Каше (1985 г.). Схема построения занятий может отличаться от общепринятой: а) в оргмомент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика; б) в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные, физические упражнения; в) на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи; г) физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занетия; д) даются задания на словотворчество детей; е) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Изложенная система проведения фронтальных занятий учитывают требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т. е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. По мере того как разворачивается действие по сюжету, дети, играя, постигают понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют

правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Как показала практика, занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, результативны. Они способствуют: развитию всех компонентов речи; формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза; развитию познавательных процессов; развитию творческих способностей детей; воспитанию нравственно-эстетических чувств, пробуждающих в детях доброту и чувство прекрасного.

Трудности в обучении детей-логопатов: методика кинезиолога

Мечта любящего родителя – воспитать здорового ребёнка с правильной, грамотной речью, стремлением учиться и добиваться высоких результатов. Первые несколько лет жизни малыш быстро растёт. А значит, именно сейчас, дабы пресечь возможные трудности в обучении, стоит уделить пристальное внимание его развитию: физическому, интеллектуальному и духовному. Помочь в этом может образовательная кинезиология.

Особенности познавательной функции современного поколения детей

Прежде чем перейти к рассмотрению сути этой дисциплины, стоит уделить внимание подрастающему поколению и специфике постижения им новых знаний и навыков, чтобы помочь сформировать правильное отношение родителей к процессу обучения современных детей.

Часто можно столкнуться с тем, что любимое чадо не может запомнить строчку, произнесённую десять раз, или воспроизвести вслух увиденное на картинке. И тогда родители нервничают и бьют тревогу. Согласитесь, многие из нас в таких ситуациях начинают проецировать собственный детский опыт на возможности своего ребёнка. А делать этого ни в коем случае нельзя.

Каждое новое поколение детей значительно отличается от предыдущего, даже если разница между ними всего в 5-7 лет. Необходимо учитывать, что современные малыши более активны, им сложно сохранять спокойствие в течение получаса, трудно концентрироваться на чём-то одном длительное время. В противном случае они быстро устают, теряют интерес к занятию и не могут найти силы продолжать.

Такое поведение не соответствует привычной старшему поколению системе обучения, следовательно, родитель начинает переживать или, ещё хуже, – злиться. Отсюда вытекают самые неприятные последствия:

  • недовольство ребёнком, который боится разочаровать своих маму и папу,
  • его повышенная утомляемость,
  • боязнь несоответствия заданной планке,
  • низкая успеваемость и прочие неприятности.
Читайте также:  Самые лучшие препараты нового поколения для сосудов головы

Не стоит упускать из виду и тот факт, что современные родители ко всему вышесказанному частенько хотят возложить полную ответственность за процесс обучения и воспитания, а также контроль за ними на школьных учителей и педагогов-воспитателей дополнительного образования, что крайне неразумно.

Именно дома, в кругу семьи, формируются основы познавательной деятельности в целом и правильной речи ребёнка — в частности.

А если малыш к тому же столкнулся с врождёнными проблемами и не получил помощи дома, то в школе его ждут непреодолимые препятствия.

Специфика обучения детей-логопатов

Что касается детей-логопатов, то часто им ставится целый набор диагнозов: фонетическое и фонематическое нарушения, общее недоразвитие речи. Такие малыши нуждаются в особенном подходе – обычный ритм работы для них не подойдёт. Они не так быстро переключаются с одного объекта на другой, их внимание часто рассеяно, память чуть короче, а восприятие слабее, чем у более активных сверстников.

Несмотря на то, что такие дети более усидчивы, их уровень концентрации не позволяет долгое время сосредотачиваться на работе. А её на занятиях с логопедом довольно много.

Только заинтересовав ребенка, специалист может вовлечь его в процесс обучения и помочь ему преодолеть существующие проблемы

Стимулирование моторики артикуляционного аппарата, развитие фонематического слуха, тренировка внимания и отработка графомоторного навыка требует максимальной концентрации ребёнка. Она должна быть основана на его заинтересованности и активности. Поэтому задача специалиста – разработать наиболее оптимальный и эффективный вариант занятий для ребёнка, которому нужна профессиональная помощь.

Образовательная кинезиология как инструмент преодоления трудностей в обучении

Связь между ощущением собственного тела, умственными способностями и душевным состоянием намного крепче, чем может показаться, и это давно доказано. Кинезиология открывает двери в мир, где каждое движение, любое сокращение мышц отражается на наших эмоциях, реакции, памяти. Мыслительный процесс происходит благодаря усердной работе мозга, потоку импульсов в нем, что тоже можно расценивать, как физические упражнения.

Те, кто желает избавиться от трудностей в обучении, это относится как к детям, так и ко взрослым, могут смело погрузиться в методику образовательной кинезиологии, которая получила название «Гимнастика мозга».

Один из основоположников образовательной кинезиологии и автор «Гимнастики мозга» Пол И. Деннисон

В 70-х годах прошлого века ее разработал американский доктор Пол И. Деннисон. Учёный 20 лет своей жизни посвятил помощи подопечным из Центра группового учения для неуспевающих под названием Долина, который располагался в Калифорнии. Проведенные в 1987 году эксперименты по его методике показали, что успеваемость участвовавших в исследовании учеников из специальных школ повысилась на 50%. Вместе с тем, выше стал и уровень их концентрации.

Идея Деннисона состояла в том, что простейшие, быстрые движения положительно влияют на эффективность обучения.

То есть работа мышц, необходимая для выполнения большинства человеческих навыков, по его мнению, неразрывно связана с речевой практикой и интенсивностью познавательной деятельности.

Именно эта идея и легла в основу его гимнастики, главная задача которой через физическую активность тела человека запустить или активизировать когнитивные ресурсы его мозга.

Наиболее результативной данная практика показала себя в работе с детьми, которым был поставлен диагноз «неспособные к обучению».

Гимнастика Деннисона оказалась полезна не только для развития речи, но и для достижения результатов в спорте, музыке, танцах, живописи, что позволило ей довольно быстро завоевать популярность по всему миру, а сам учёный за эту работу был признан доктором психологических наук.

Как мы уже говорили, гимнастика универсальна и для детей, и для взрослых. Публикуем видео с несколькими упражнениями в исполнении людей старшего возраста.

Заключение

Итак! Целостность подхода, который объединяет работу с телом, мозгом и чувствами человека, обеспечивает решение многих проблем, связанных с трудностями в обучении. В частности, это позволяет образовательной кинезиологии помогать в преодолении дезадаптации в новом обществе, дислексии, слабой концентрации внимания, нарушений долговременной и краткосрочной памяти. А также способствует установке контроля за своим поведением и приобретением социальных навыков.

Т акая методика будет полезна и тем людям, которые хотят развить двигательную координацию, повысить свой интеллектуальный уровень и устойчивость к стрессу, научиться противостоять страху и боли, снизить уровень агрессии и снять эмоциональное напряжение. Она способна также, как уверены ее авторы и их последователи, не только вылечить человека и помочь приобрети новые навыки, но и развить уже имеющиеся способности и дать продолжение потенциалу, заложенному в нем.

Ссылка на основную публикацию
Сонник Глисты, к чему снятся Глисты во сне видеть
К чему снятся Глисты - толкование сна К чему снятся глисты? Толкование сна о глистах зависит от внешнего вида глистов,...
СОВРЕМЕННЫЕ АНТИКАЛЬЦИЕВЫЕ СРЕДСТВА Наука и жизнь
Медикаментозное лечение стенокардии: назначаемые препараты и дозы Смертность от заболеваний сердца по-прежнему очень высока, несмотря на серьезные достижения в области...
Современные методы диагностики заболеваний гортани sk
Эндоскопия ЛОР-органов Эндоскопией ЛОР-органов называют малоинвазивную процедуру, во время которой осматриваются наружный слуховой проход, глотка, носоглотка, полость рта и носа....
Сонник Подметать веником улицу
Подметать пол во сне веником дома, во дворе, на улице, на работе Полуночные грезы зачастую содержат важные личные знамения. Подметать...
Adblock detector