Статья «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ (алалия)»

Статья «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ (алалия)»

Алалия лечение.

Причиной Алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга в родах, а также заболевания нервной системы или черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком в доречевом периоде жизни. Тяжелые степени Алалии, выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; более легкие случаи характеризуются ограниченностью словарного запаса, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма в дальнейшем.

Формы Алалии: моторная и сенсорная.

Алалия моторная (a. motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное в затруднении овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В основе Алалии моторной лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми;

Причиной алалии моторной является — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей, либо снижение функциональной активности данного центра.

Алалия моторная развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм, перестановка слогов и звуков внутри слова и др.). Имеет место выраженная бедность словарного запаса.

Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса и расстройств моторики в виде апраксии; она сочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой и поражением структур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.

Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной алалии сенсорной является — поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей.

Алалия сенсорная возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной Алалии, и сенсорной Алалии.

Для лечения алалии оптимальным является комплекс процедур:

  • МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ
  • ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ и ДЕФЕКТОЛОГОМ,
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
  • ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ, подобранная индивидуально после окончания курса лечения, с учетом особенностей и состояния ребенка.

Примеры лечения:

Маша, 4 года. Диагноз: задержка речевого развития, моторная алалия. Объем памяти и внимания недостаточный. Речь понимает не в полном объеме. Одним и тем же лепетным словом обозначает несколько понятий. (Как говорит кошка, курица, собака, корова?» — «Аф.») Звукослоговая структура нарушена. На уровне звукоподражаний (мячик «оп-оп» — «по», дождик «кап-кап» — «пак-пак»). Использует жесты и мимику.

В результате лечения: после 1-го курса внимание стало более устойчивым. Несколько лепетных слов (топ-топ, тик-так, мак, кот). После 3-го курса появились отдельные слова, короткие предложения (Вова дай ам-ам).

Катя 4,5 года. Диагноз: задержка речевого развития, сенсорная алалия. Девочка суетлива, неусидчива. Внимание неустойчивое. К целенаправленной деятельности привлекается с трудом на непродолжительное время. Простые инструкции выполняет после неоднократного повторения. Узнавание предметов избирательно. Не понимает смысла сказанного. Пользуется жестами и мимикой. Речь отсутствует.

Читайте также:  Когда пойдут первые месячные после выскабливания полости матки

В результате лечения: после 1-го курса у девочки увеличилась познавательная активность, внимание стало более устойчиво. После 3-го курса частично начала понимать речь. Появилось гуление, лепет (оп-оп, ам-ам, ма-ма).

Портал педагога

Автор: Афанасьева Вера Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ «Начальная школа — детский сад»
Населённый пункт: Смоленская область, город Сафоново
Наименование материала: методическая разработкпа
Тема: Современный подход к диагностике алалии
Дата публикации: 18.02.2016
Раздел: дошкольное образование

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К

ДИАГНОСТИКЕ АЛАЛИИ

Учитель-логопед Афанасьева В.А.

МБОУ «Начальная школа – детский сад»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛАЛИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛАЛИИ

Алалия

недоразвитие

органического

мозга во внутриутробном или раннем периоде развития

ребенка.
(См. Логопедия: Учеб­ник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. С. 331). —
Алалия — отсутствие речи или системное недоразвитие

речи
вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутроб­ном или раннем периоде развития реб­енка (до формирования речи). (См. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб­. пособ­ие для студентов пед ин- тов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М., 1989. С. 115).

Алалией
называется полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных органов. (См. Хватцев М.Е. Логопедия: раб­ота с дошкольниками: Пособ­ие для логопедов и родителей. М., СПб­., 1996. С. 314.) o
НЕДОСТАТКИ:
Н Е Т О Ч Н О О П Р Е Д Е Л Я Е Т С Я С И М П Т О М АТ И К А , Н Е Д О С Т АТ О Ч Н О Т О Ч Н Ы МЕХАНИЗМЫ.

Алалия
— глубокое системное недоразвитие речи на органической основе. (См. Правдина О.В. Логопедия. Учеб­ное пособ­ие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — 2-е изд., доп. и перераб­. М., 1973. С. 178-179). — Это нарушение характеризуется полным или частичным от су т с т в и е м р еч и , н е с мот р я н а с о х р а н н о с т ь периферического слуха, а также интеллекта. (См. Правдина О.В. Логопедия. Учеб­ное пособ­ие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — 2-е издание, доп. и перераб­. М., 1973 С. 179). o
Недостатки
: под это определение можно подвести и дизартрию.

Алалия
— системное недоразвитие речевой деятельности, расстройство речевой функциональной системы вследствие нарушения функций речедвигательного и речеслухового анализаторов. (Шаховская С.Н.). —
Алалия
— это проявляющееся в структуре нервно- соматических и нервно-психических заб­олеваний расстройство развития языковой способ­ности у детей, которое характеризуется невозможностью или нарушением языковых операций при порождении речевого высказывания при сохранности семантических и моторных операций и п р о я в л я е т с я в ф о н е м ат и ч е с к и х , л е к с и ч е с к и х , морфологических, синтаксических нарушениях. (См. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Л., 1994). При алалии нарушен языковой уровень: реб­енок не усваивает и не использует закономерности языка. o
Недостатки:
не позволяет разграничить алалию и афазию.

Алалия
— это глубокая задержка речевого развития ребенка, которая может проявляться в форме полного отсутствия речи или значительного нарушения ее развития. (См. Синяк В.А. Логопедия: Учеб­ное пособ­ие для студентов-заочников дефектологических факультетов пед ин-тов. М., 1985. С. 53. —
Алалией
принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей (до трех-пяти лет при хорошем физическом слухе), об­условленное недоразвитием или поражением речевых зон коры головного мозга, наступившем еще до формирования речи. (См. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособ­ие для логопеда и воспитателя дет. сада. — 4-е изд. М., 1997. С. 48.)
 Таким образом,
алалия — это системное

Читайте также:  Кто такой стоматолог-ортодонт; Моситалмед Стоматология

недоразвитие

деятельности

н о р м а л ь н ом

о т н о с и т е л ь н о

проявляющееся

обусловленное

недоразвитием

наступившем

формирования речи.

Отличие алалии от сходных по речевым

проявлениям состояний
Вопрос диагностики алалии является довольно трудным, особ­енно в раннем возрасте. Алалию часто смешивают со сходными состояниями, другими формами речевых нарушений: с глухонемотой, с тяжелой степенью тугоухости и задержкой на этой почве речевого развития, с недоразвитием речи при олигофрении, с некоторой об­щей задержкой речевого развития, с псевдоалалическим синдромом, с афазией и др.
Обследование детей с алалией  Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.  Неврологическое обследование детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и д р . исследований слуховой функции.  Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ( и м п р е с с и в н о й р е ч и , л е к с и к о — грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА

АЛАЛИИ
 Агнозии  Апраксии  Снижение активности нейродинамических процессов  Снижение функциональных возможностей функциональных структур

ХАРАКТЕР ЭЭГ ПРИ АЛАЛИИ
 Отмечается дисритмический тип  Недостаточная выраженность альфа-ритма или его отсутствие  Гиперсинхронные колеб­ания б­ио-потенциалов  Снижение реактивности центральной нервной системы  Дисфункция стволовых регуляторных систем

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

ДИАГНОСТИКА МОТОРНОЙ И

СЕНСОРНОЙ АЛАЛИИ

Критерии сравнения

Моторная алалия

Сенсорная алалия

1
Восприятие речи Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне Груб­о нарушено
2
Понимание речи Понимание речи соответствует возрасту, возможно б­ез опоры на зрительное восприятие артикуляции Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего
3
Слуховое внимание Сохранно Нарушено
4
Эхолалия Отсутствует Присутствует
5
Повторение услышанного Затрудняются повторить слово, фразу Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова
6
Коммуникация Отмечается стремление к языковой коммуникации (неверб­альной и верб­альной) Нежелание (и невозможность) вступать в об­щение
7
Мимико-жестикуляторная речь Активное использование жестов, выразительная мимика Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики
8
Наличие компенсаторных средств Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» Отсутствие компенсаторных средств
9
Динамика улучшения речи Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании Крайне низкий темп при направленном формировании речи

у ребенка-алалика

элементарный слух нормальный

у глухонемого слуха нет, если не

считать имеющихся иногда

незначительных остатков слуха

У алалика имеется

модулированный голос, что

свидетельствует о наличии

слуха
у глухонемого голос смодулированный
Алалик мимику сопровождает

отдельными звуковыми

сочетаниями, напоминающими

слова
для выражения мыслей приб­егает к мимике
внешние признаки алалии

отсутствуют
у глухонемого вследствие поражения органа равновесия, которое сопровождает поражение внутреннего уха, нарушается координация движений, походка
Алалия и глухонемота
Реб­енок-алалик и реб­енок-глухонемой отличаются главным об­разом по слуху:

Алалия и тяжелая степень тугоухости

у алалика элементарный

слух нормальный

у тугоухого слух снижен

у алалика голос звонкий,

чистый
у тугоухого голос глухой, тихий
у алалика часто

наблюдается полное

отсутствие речи
у тугоухого речь есть, хотя она и очень несовершенна и характеризуется б­ольшими лексическими, грамматическими и фонетическими недостатками
алалик не в состоянии

повторить за взрослым

слово
тугоухий сможет повторить слово, если воспринимает его и если это слово несложное по своему звуковому составу

Алалия и умственная отсталость
 Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и об­щение реб­енка с окружающими, а это в свою очередь приводит к постепенному от ставанию в умственном развитии, которое носит вторичный характер. Другими словами, отсутствие речи может об­условить задержку умственного развития реб­енка, вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию от своих сверстников, не б­удучи олигофреном. 
Общее при алалии и умственной отсталости:
— позднее появление речи: к трем-четырем-пяти годам, — похожий лепет, — очень малый запас слов. 
Отличия алалии и умственной отсталости.
 Дети-алалики существенно отличаются от олигофренов (умственно отсталых): по мере становления речи и под воздействием специального об­учения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.  В отличие от детей с глуб­окой степенью умственной отсталости (имб­ецилов), алалики демонстрируют разумное поведение: адекватно ориентируюся в окружающей об­становке, в б­ыту; понимают об­иходную речь, жесты и поэтому правильно выполняют посильные и доступные для них поручения, простые задания.  Между алалией и умственной отсталостью в степени деб­ильности имеются следующие отличия.

Читайте также:  Медицина Челябинска - консультации врачей статьи новости Челябинск

Речевые нарушения при детском церебральном параличе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:03, лекция

Краткое описание

Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе — от 65 до 85% (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959, К. А. Семенова, Е. М. Масткжова, 1972). Степень и характер речевого расстройства зависят прежде всего от тяжести поражения мозга, — его речевых зон, а так¬же от развития премоторно-лобной, теменно-височной облас¬тей мозга, для функционирования которых необходима аф¬ферентная импульсация с нижележащих отделов мозга — среднего мозга, мозжечка, ствола мозга. Развитие речи у де¬тей с церебральными параличами оказывается, также под влиянием условий их воспитания, общения, окружения и обу¬чения, тяжести и характера двигательного поражения.

Вложенные файлы: 1 файл

Дизартрия.doc

Алалия чаще отмечается при приобретенных правосторонних гемиплегиях. Как отмечают К. А. Семенова и Н. М. Мастюкова при врожденных гемиплегиях моторная алалия обычно проявляется атипично, обычно при переходе ребенка на более высокие этапы овладения речью, например, при обучении грамоте. У этих детей наблюдается также более позднее развитие речи, речевой негативизм, снижение уровня речевой мотивации, психогенные наслоения (например, заикание), недостаточность слухо-речевой памяти и семантической стороны речи, нарушение фонетического слуха и фонематического анализа.

Моторная алалия у детей с церебральными параличами часто сочетается с нарушением высших корковых функций — отмечаются пространственные нарушения, недостаточность стереогноза, праксиса. Подобный полиморфизм дефекта затрудняет его дифференциальную диагностику с олигофренией. Затруднительно также отграничение моторной алалии на фоне дизартрии от псевдоалалических нарушений.

Псевдоалалический синдром у детей с церебральными параличами проявляется в задержке темпов формирования речи. При этом отрицательными факторами для развития речи является сочетание двигательной недостаточности с интеллектуальной недостаточностью, нарушением деятельности, мотивации, соматической ослабленностью, неблагоприятными социально-педагогическими условиями (особенно недо статочным речевым и эмоциональным окружением), наруше нием кинестетического, слухового и зрительного восприятия

В структуре псевдоалалического синдрома обнаруживается прежде всего нарушение формирования экспрессивно> стороны речи — задерживается развитие фонематической 1 лексико-грамматической ее сторон, наблюдается также рече вой негативизм, малая речевая активность, трудности обще ния, нарушение фонематического слуха.

Однако в отличие от моторной алалии псевдоалалическш нарушения носят менее полиморфный и стойкий характер являются более обратимыми. Псевдоалалический синдрол связан не с поражением корковых речевых зон, а с их функциональной недостаточностью, слабостью, поэтому эти нару шения и называют псевдоалалическими.

Отграничение моторной алалии, псевдоалалического синдрома, олигофрении у детей с церебральными параличам возможно лишь в ходе всестороннего комплексного неврологического, логопедического, педагогического и психологического обследования, динамического наблюдения за развитием ребенка в процессе деятельности и обучения.

При обследовании высших психических функций у детей с церебральными параличами необходимо использовать методы и систему нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и его сотрудниками. Подобное комплексное исследование, основанное на системном подходе к нарушению функций и качественном анализе дефекта, дае: возможность тонкого и глубокого анализа структуры речи и путей ее реабилитации. Такая методика помогает проследить взаимосвязь и взаимовлияние нарушений двигательных и речедвигательных функций, гностико-праксических, зрительно моторных и речевых расстройств в соотношении с возрастом. У ребенка, состоянием его сенсорных и интеллектуальных функций, эмоциональных реакций, патологических позно-то нических рефлексов. Нейропсихологическое обследованш вскрывает состояние различных сторон речи — фонетической семантической, лексико-грамматической в динамическом аспекте, что дает возможность оценить адекватность применяемого коррекционно-воспитательного, медикаментозного, физиотерапевтического лечения.

Ссылка на основную публикацию
Стало известно, чем пахнут смертельные болезни — ЗНАЙ ЮА
Что говорят твои экскременты (какашки) о твоём здоровье Никто не любит говорить о своём стуле, но каждый должен понимать, какую...
Средства от молочницы перечень лекарств для лечения кандидоза
Лекарственные средства от молочницы Заказать препарат от молочницы Молочница, или кандидоз [1], — это микоз, вызываемый условно-патогенными грибами рода Candida....
Средства от натоптышей на ногах список аптечных лекарств
Обзор лучших лекарственных средств от натоптышей на ногах Натоптыши, или сухие мозоли — это результат огрубения кожного покрова. Возникают преимущественно...
Стандарт «Техника проведения поверхностной пальпации живота»
Стандарт «Техника проведения поверхностной пальпации живота». 1. Уложить больного на спину с вытянутыми ногами, руки его расположить вдоль туловища. 2....
Adblock detector