Алалия лечение.
Причиной Алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга в родах, а также заболевания нервной системы или черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком в доречевом периоде жизни. Тяжелые степени Алалии, выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; более легкие случаи характеризуются ограниченностью словарного запаса, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма в дальнейшем.
Формы Алалии: моторная и сенсорная.
Алалия моторная (a. motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное в затруднении овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В основе Алалии моторной лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми;
Причиной алалии моторной является — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей, либо снижение функциональной активности данного центра.
Алалия моторная развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм, перестановка слогов и звуков внутри слова и др.). Имеет место выраженная бедность словарного запаса.
Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса и расстройств моторики в виде апраксии; она сочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой и поражением структур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.
Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной алалии сенсорной является — поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей.
Алалия сенсорная возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).
В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной Алалии, и сенсорной Алалии.
Для лечения алалии оптимальным является комплекс процедур:
- МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ
- ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ и ДЕФЕКТОЛОГОМ,
- ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
- ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ, подобранная индивидуально после окончания курса лечения, с учетом особенностей и состояния ребенка.
Примеры лечения:
Маша, 4 года. Диагноз: задержка речевого развития, моторная алалия. Объем памяти и внимания недостаточный. Речь понимает не в полном объеме. Одним и тем же лепетным словом обозначает несколько понятий. (Как говорит кошка, курица, собака, корова?» — «Аф.») Звукослоговая структура нарушена. На уровне звукоподражаний (мячик «оп-оп» — «по», дождик «кап-кап» — «пак-пак»). Использует жесты и мимику.
В результате лечения: после 1-го курса внимание стало более устойчивым. Несколько лепетных слов (топ-топ, тик-так, мак, кот). После 3-го курса появились отдельные слова, короткие предложения (Вова дай ам-ам).
Катя 4,5 года. Диагноз: задержка речевого развития, сенсорная алалия. Девочка суетлива, неусидчива. Внимание неустойчивое. К целенаправленной деятельности привлекается с трудом на непродолжительное время. Простые инструкции выполняет после неоднократного повторения. Узнавание предметов избирательно. Не понимает смысла сказанного. Пользуется жестами и мимикой. Речь отсутствует.
В результате лечения: после 1-го курса у девочки увеличилась познавательная активность, внимание стало более устойчиво. После 3-го курса частично начала понимать речь. Появилось гуление, лепет (оп-оп, ам-ам, ма-ма).
Портал педагога
Автор: Афанасьева Вера Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ «Начальная школа — детский сад»
Населённый пункт: Смоленская область, город Сафоново
Наименование материала: методическая разработкпа
Тема: Современный подход к диагностике алалии
Дата публикации: 18.02.2016
Раздел: дошкольное образование
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К
ДИАГНОСТИКЕ АЛАЛИИ
Учитель-логопед Афанасьева В.А.
МБОУ «Начальная школа – детский сад»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛАЛИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛАЛИИ
—
Алалия
недоразвитие
органического
мозга во внутриутробном или раннем периоде развития
ребенка.
(См. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. С. 331). —
Алалия — отсутствие речи или системное недоразвитие
речи
вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). (См. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед ин- тов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М., 1989. С. 115).
—
Алалией
называется полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных органов. (См. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. М., СПб., 1996. С. 314.) o
НЕДОСТАТКИ:
Н Е Т О Ч Н О О П Р Е Д Е Л Я Е Т С Я С И М П Т О М АТ И К А , Н Е Д О С Т АТ О Ч Н О Т О Ч Н Ы МЕХАНИЗМЫ.
—
Алалия
— глубокое системное недоразвитие речи на органической основе. (См. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — 2-е изд., доп. и перераб. М., 1973. С. 178-179). — Это нарушение характеризуется полным или частичным от су т с т в и е м р еч и , н е с мот р я н а с о х р а н н о с т ь периферического слуха, а также интеллекта. (См. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — 2-е издание, доп. и перераб. М., 1973 С. 179). o
Недостатки
: под это определение можно подвести и дизартрию.
—
Алалия
— системное недоразвитие речевой деятельности, расстройство речевой функциональной системы вследствие нарушения функций речедвигательного и речеслухового анализаторов. (Шаховская С.Н.). —
Алалия
— это проявляющееся в структуре нервно- соматических и нервно-психических заболеваний расстройство развития языковой способности у детей, которое характеризуется невозможностью или нарушением языковых операций при порождении речевого высказывания при сохранности семантических и моторных операций и п р о я в л я е т с я в ф о н е м ат и ч е с к и х , л е к с и ч е с к и х , морфологических, синтаксических нарушениях. (См. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Л., 1994). При алалии нарушен языковой уровень: ребенок не усваивает и не использует закономерности языка. o
Недостатки:
не позволяет разграничить алалию и афазию.
—
Алалия
— это глубокая задержка речевого развития ребенка, которая может проявляться в форме полного отсутствия речи или значительного нарушения ее развития. (См. Синяк В.А. Логопедия: Учебное пособие для студентов-заочников дефектологических факультетов пед ин-тов. М., 1985. С. 53. —
Алалией
принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей (до трех-пяти лет при хорошем физическом слухе), обусловленное недоразвитием или поражением речевых зон коры головного мозга, наступившем еще до формирования речи. (См. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. — 4-е изд. М., 1997. С. 48.)
Таким образом,
алалия — это системное
недоразвитие
деятельности
н о р м а л ь н ом
о т н о с и т е л ь н о
проявляющееся
обусловленное
недоразвитием
наступившем
формирования речи.
Отличие алалии от сходных по речевым
проявлениям состояний
Вопрос диагностики алалии является довольно трудным, особенно в раннем возрасте. Алалию часто смешивают со сходными состояниями, другими формами речевых нарушений: с глухонемотой, с тяжелой степенью тугоухости и задержкой на этой почве речевого развития, с недоразвитием речи при олигофрении, с некоторой общей задержкой речевого развития, с псевдоалалическим синдромом, с афазией и др.
Обследование детей с алалией Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога. Неврологическое обследование детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и д р . исследований слуховой функции. Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ( и м п р е с с и в н о й р е ч и , л е к с и к о — грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.
НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА
АЛАЛИИ
Агнозии Апраксии Снижение активности нейродинамических процессов Снижение функциональных возможностей функциональных структур
ХАРАКТЕР ЭЭГ ПРИ АЛАЛИИ
Отмечается дисритмический тип Недостаточная выраженность альфа-ритма или его отсутствие Гиперсинхронные колебания био-потенциалов Снижение реактивности центральной нервной системы Дисфункция стволовых регуляторных систем
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
ДИАГНОСТИКА МОТОРНОЙ И
СЕНСОРНОЙ АЛАЛИИ
Критерии сравнения
Моторная алалия
Сенсорная алалия
1
Восприятие речи Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне Грубо нарушено
2
Понимание речи Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего
3
Слуховое внимание Сохранно Нарушено
4
Эхолалия Отсутствует Присутствует
5
Повторение услышанного Затрудняются повторить слово, фразу Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова
6
Коммуникация Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной) Нежелание (и невозможность) вступать в общение
7
Мимико-жестикуляторная речь Активное использование жестов, выразительная мимика Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики
8
Наличие компенсаторных средств Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» Отсутствие компенсаторных средств
9
Динамика улучшения речи Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании Крайне низкий темп при направленном формировании речи
у ребенка-алалика
элементарный слух нормальный
у глухонемого слуха нет, если не
считать имеющихся иногда
незначительных остатков слуха
У алалика имеется
модулированный голос, что
свидетельствует о наличии
слуха
у глухонемого голос смодулированный
Алалик мимику сопровождает
отдельными звуковыми
сочетаниями, напоминающими
слова
для выражения мыслей прибегает к мимике
внешние признаки алалии
отсутствуют
у глухонемого вследствие поражения органа равновесия, которое сопровождает поражение внутреннего уха, нарушается координация движений, походка
Алалия и глухонемота
Ребенок-алалик и ребенок-глухонемой отличаются главным образом по слуху:
Алалия и тяжелая степень тугоухости
у алалика элементарный
слух нормальный
у тугоухого слух снижен
у алалика голос звонкий,
чистый
у тугоухого голос глухой, тихий
у алалика часто
наблюдается полное
отсутствие речи
у тугоухого речь есть, хотя она и очень несовершенна и характеризуется большими лексическими, грамматическими и фонетическими недостатками
алалик не в состоянии
повторить за взрослым
слово
тугоухий сможет повторить слово, если воспринимает его и если это слово несложное по своему звуковому составу
Алалия и умственная отсталость
Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими, а это в свою очередь приводит к постепенному от ставанию в умственном развитии, которое носит вторичный характер. Другими словами, отсутствие речи может обусловить задержку умственного развития ребенка, вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию от своих сверстников, не будучи олигофреном.
Общее при алалии и умственной отсталости:
— позднее появление речи: к трем-четырем-пяти годам, — похожий лепет, — очень малый запас слов.
Отличия алалии и умственной отсталости.
Дети-алалики существенно отличаются от олигофренов (умственно отсталых): по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает. В отличие от детей с глубокой степенью умственной отсталости (имбецилов), алалики демонстрируют разумное поведение: адекватно ориентируюся в окружающей обстановке, в быту; понимают обиходную речь, жесты и поэтому правильно выполняют посильные и доступные для них поручения, простые задания. Между алалией и умственной отсталостью в степени дебильности имеются следующие отличия.
Речевые нарушения при детском церебральном параличе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:03, лекция
Краткое описание
Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе — от 65 до 85% (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959, К. А. Семенова, Е. М. Масткжова, 1972). Степень и характер речевого расстройства зависят прежде всего от тяжести поражения мозга, — его речевых зон, а так¬же от развития премоторно-лобной, теменно-височной облас¬тей мозга, для функционирования которых необходима аф¬ферентная импульсация с нижележащих отделов мозга — среднего мозга, мозжечка, ствола мозга. Развитие речи у де¬тей с церебральными параличами оказывается, также под влиянием условий их воспитания, общения, окружения и обу¬чения, тяжести и характера двигательного поражения.
Вложенные файлы: 1 файл
Дизартрия.doc
Алалия чаще отмечается при приобретенных правосторонних гемиплегиях. Как отмечают К. А. Семенова и Н. М. Мастюкова при врожденных гемиплегиях моторная алалия обычно проявляется атипично, обычно при переходе ребенка на более высокие этапы овладения речью, например, при обучении грамоте. У этих детей наблюдается также более позднее развитие речи, речевой негативизм, снижение уровня речевой мотивации, психогенные наслоения (например, заикание), недостаточность слухо-речевой памяти и семантической стороны речи, нарушение фонетического слуха и фонематического анализа.
Моторная алалия у детей с церебральными параличами часто сочетается с нарушением высших корковых функций — отмечаются пространственные нарушения, недостаточность стереогноза, праксиса. Подобный полиморфизм дефекта затрудняет его дифференциальную диагностику с олигофренией. Затруднительно также отграничение моторной алалии на фоне дизартрии от псевдоалалических нарушений.
Псевдоалалический синдром у детей с церебральными параличами проявляется в задержке темпов формирования речи. При этом отрицательными факторами для развития речи является сочетание двигательной недостаточности с интеллектуальной недостаточностью, нарушением деятельности, мотивации, соматической ослабленностью, неблагоприятными социально-педагогическими условиями (особенно недо статочным речевым и эмоциональным окружением), наруше нием кинестетического, слухового и зрительного восприятия
В структуре псевдоалалического синдрома обнаруживается прежде всего нарушение формирования экспрессивно> стороны речи — задерживается развитие фонематической 1 лексико-грамматической ее сторон, наблюдается также рече вой негативизм, малая речевая активность, трудности обще ния, нарушение фонематического слуха.
Однако в отличие от моторной алалии псевдоалалическш нарушения носят менее полиморфный и стойкий характер являются более обратимыми. Псевдоалалический синдрол связан не с поражением корковых речевых зон, а с их функциональной недостаточностью, слабостью, поэтому эти нару шения и называют псевдоалалическими.
Отграничение моторной алалии, псевдоалалического синдрома, олигофрении у детей с церебральными параличам возможно лишь в ходе всестороннего комплексного неврологического, логопедического, педагогического и психологического обследования, динамического наблюдения за развитием ребенка в процессе деятельности и обучения.
При обследовании высших психических функций у детей с церебральными параличами необходимо использовать методы и систему нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и его сотрудниками. Подобное комплексное исследование, основанное на системном подходе к нарушению функций и качественном анализе дефекта, дае: возможность тонкого и глубокого анализа структуры речи и путей ее реабилитации. Такая методика помогает проследить взаимосвязь и взаимовлияние нарушений двигательных и речедвигательных функций, гностико-праксических, зрительно моторных и речевых расстройств в соотношении с возрастом. У ребенка, состоянием его сенсорных и интеллектуальных функций, эмоциональных реакций, патологических позно-то нических рефлексов. Нейропсихологическое обследованш вскрывает состояние различных сторон речи — фонетической семантической, лексико-грамматической в динамическом аспекте, что дает возможность оценить адекватность применяемого коррекционно-воспитательного, медикаментозного, физиотерапевтического лечения.