Структура личности по Юнгу 1

Структура личности по Юнгу 1

1. Структура личности

1.1 Психика

Юнг в своей аналитической психологии ушел от главной идеи психоанализа, что мы постоянно боремся с животной частью себя. Его деление психики идет тоже в глубь, но там находится КБ — коллективное бессознательное. А блоки такие — Я:ЛБ:КБ (бессознательное поделил на личное и коллективное).

Понятие коллективного или надличного бессознательного – одна из наиболее оригинальных и спорных теорий психологии на данный момент. Большинство людей используют его чуть-ли не мистическим ярлыком, хотя Юнг изначально подчеркивал что это не совсем так. Коллективное бессознательное – хранилище памяти всех (не только людей), кто жил до нас. В его основе повторяющиеся переживания многих поколений. Они выступают как предрасположенности, заставляющие нас реагировать на мир определенным образом.
На КБ вырастают Я, ЛБ и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути определяется КБ! Структурные компоненты КБ — архетипы. Очень важен архетип Самости (о нём ниже).

Личное бессознательное (Фрейд называл просто бессознательным) состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. В ЛБ существуют комплексы.

Я – это сознающий ум и память: отвечает за чувство «себя» и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания. По Юнгу, рост сознания — это всегда героическое усилие индивида, старающегося преодолеть жесткие рамки того, что все остальные считают уже известным. Сознание учится всё более быстрму распознаванию, узнаванию.

1.2 Типология

Юнг первый заметил, что люди различаются по крайней мере тем на что их Я (эго) направлено в первую очередь — психические установки. Тех, кто прежде всего живёт в своём внутреннем мире, а потом во внешнем окружении он назвал интровертами; тех, кто наоборот — экстравертами. Сны носят компенсаторный характер, так что сны преимущественно экстравертированной личности будут интровертивны, и наоборот.

Со временем он описал 4 психические функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Обычно одна их четырех функций возвышается над тремя остальными и играет в сознании доминирующую роль. Наименее дифференцированная их четырех функций называется низшей функцией. Мышление и чувство называются рациональными функциями.
Потом соединив психические функции с установками получил типологию на 8 категорий.

Единство противоположностей достигается за счет того, что Юнг назвал трансцендентной функцией. Действие этой функции завершается синтезом противоположных систем, что проявляется в стабилизации и интеграции личности. Центр этой интегрированной личности – самость (см дальше).

Что движет личностью

Юнг переопределил Либидо в просто жизненную силу (психическую энергию), которая не обязательно должна быть сексуально или агрессивно окрашенной. Количество психической энергии, вложенной в тот или иной элемент личности, называется ценностью этого элемента. Абсолютную ценность идеи и чувства определить невозможно, но можно определить относительную.

С помощью ценности человек определяет что он предпочитает. Порядок предпочтений можно принять как примерный показатель относительной силы ценностей. Снижение одной ценности неизбежно означает возвышение другой. Например, если ребенок начинает меньше любить семью, возрастает его интерес к другим людям и вещам. Идеальное состояние, в котором вся энергия равномерно распределена между различными полностью развитыми системами, – самость (см дальше).

Главным мотиватором любого человека являются силы из глубины истории — силы архетипов (синонимы: доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие стереотипы, когнитивные инварианты).

Юнг и его сотрудники проделали гигантскую работу по выявлению архетипов в религиозных представлениях, мифах и сновидениях. Архетипы (термин существовал и раньше, хотя был малоизвестен) — первичные психические образы (структура без формы): универсальный для всех людей способ воспринимать и реагировать на что-то. Например, архетип матери создаёт восприятие матери как матери. Повзрослев, девочка будет вести себя как мать посредством этого архетипа. Юнг любил сравнивать архетип с руслом реки, которое медленно формировалось в течение тысячелетий.
Архитипов много и они имеют иерархические уровни. Некоторые из тех, что были выявлены – архетипы Я, развития, рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка, мужчины, женьщины, Бога, мудрого старца, матери-земли, итд.
Архетипы провоцируют повторение одних и тех же переживаний у разных людей. Архетипы описаны в мифах. Так как мифы повествуют о человеческих конфликтах, Юнг получил возможность понимать конфликты, переживаемые его пациентами.

В ЛБ (часто на основе архетипа) вокруг какого либо ядра-магнита образа начинают концентрироваться воспоминания, мысли и вызывать сильные эмоциональные реакции. Группы эмоционально заряженных понятий Юнг называл комплексами. Например, мысли, чувства, воспоминания, имеющие отношение к матери, притягиваются к ядру и образуют комплекс матери. Теперь мысли чувства, действия данного человека ведомы представлениями о матери, ее слова и чувства чрезвычайно значимы, ее образ главенствует. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Любой комплекс может захватить контроль над личностью и стать движущей силой.
С такой точки зрения, Фрейд выдвинул теорию, по которой все комплексы вращаются вокруг сексуально значимых событий на ранней стадии человеческой жизни.

Этапы/стадии развития личности

Нормальный ребенок психологически изначально пребывает в состоянии бессознательности. В процессе его развития из океана бессознательного, подобно островам, возникают разнообразные изолированные моменты сознания; такие острова сознания постепенно становятся все больше и больше до тех пор, пока Эго-комплекс окончательно не кристаллизуется и не даст возможность более или менее устойчиво осознавать себя и других.

Юнг первый предложил идею развития личности (процесс, названый индивидуацией) как интеграции (гармоничного сочетания) в себе противодействующих сил/качеств на протяжении всей жизни. Самость — архетип порядка, переплетение противоположностей и целостности, который определяет идеальный вариант такого процесса. Самость – центр личности, вокруг которого стабильно группируются все остальные системы. Задаёт личность как во времени (развитие) так и вне его (структура). Символ: мандала. Самость – это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Выражения архетипа самости — образ Христа или Будды. Самость вызывает чувство трепета перед великим.

Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию (осознание себя, специализация). Потерянное от самости (вытесненное) в процессе компромиссов развития обычно можно определить через зависть [внешний конфликт] кому-то или настойчивое отрицание [внутренний конфликт] чего-то в себе. Проекция (бессознательный автоматический процесс) — как в зеркало: прикрепляем вытесненные части себя к чертам других людей и эмоционируем на это.

Маска (persona) – это публичная личина, которую человек надевает в ответ на требования социальных условностей и традиций. Если, как это часто случается, Я отождествляется с маской, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. В некоторых аспектах маска напоминает Сверх-Я по Фрейду. Архетип Тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Пока человек не поймёт, что тень это тоже часть его, то ассоциирует её с врагом или злом. В некоторых аспектах тень напоминает ОНО по Фрейду.
Кроме того, если человек «сросся» со своей маской, то отброшеные им части себя попадают в тень.

Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный архетип в женщине – Анимус. Действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить. Символ: инь/ян. Объединяясь, мужчины и женщины тем не менее являются непримиримыми противоположностями.
Через проекцию данного архитипа мы влюбляемся (и так больше узнаём о других и о себе) — тщетно ищем партнеров, которые наиболее близко соответствуют внутренней персонификации идеала. Когда видим, как за проекцией проступает реальный человек, нам гораздо легче порвать с ним и подождать «новой влюбленности», чем начать узнавать кто он.

Читайте также:  Могут ли прийти месячные, если произошло зачатие; зачатие менструация; Заболевания

Стадии развития по Юнгу — полное формирования Эго (минимальное использование Маски), потом интеграция Тени, потом интеграция Анимы/Анимуса и в идеале замена Эго Самостью (Бог внутри нас).

Нормы и патология — здоровая личность

Может возникать переходная фигура после Анимы/Анимуса и до Самости — это (архетип) Маг (Мана-персона), фактически низшая «версия» Самости.
Слово «мана» у антропологов обозначает некую безличную сверхъестественную силу, овладевающую людьми или предметами.
Архетипы аккумулируют «ману» в себе и через неё «ловят» себе адептов. Надчеловеческая энергия, ощущаемая нами, не наша — она принадлежит коллективной истории человечества и содержится внутри архетипов. Чем далее углубляемся в коллективное бессознательное, тем сильнее становится «мана».

Попав в «тиски» любого архетипа, человек уже не в состоянии развиваться, не в состоянии изменяться (даже можно поствить вопрос «осталось ли что-то от его личности?»). Такие люди «облачаются в мантию» гуру, наставника, мудреца, гадалки; или проецируют подобный образ на кого-либо другого, а на себя принимают такую же ограниченную роль ученика гуру. Почти все культы полны замечательных «саморазвитых» людей.

Юнг говорит, что плохая адаптация и несчастья в огромной мере возникают из-за «застревания в развити», одностороннего, однобокого развития личности, при котором игнорируются важные грани человеческой натуры. Это отвержение порождает личностные нарушения и иррациональное поведение. Односторонность может возникать при захвате архетипом и через комплекс.

Здоровый человек по Юнгу постоянно следует по пути индивидуации (объединению в себе противоположностей) к своей Самости.

Методы работы

В отличие от Фрейда терапия это не менторство взрослого, а сотрудничество на равных. Цель — разоблачить самообман, который делат личность односторонней. А потом найти новые грани восприятия себя и трансофрмировать пациента из «просящего помощи» в «самостоятельного».

Все архитипы могут проявляется в снвоидениях пациента. Их анализ в поиске значимых образов Тени, Маски, Анимы/Анимуса, Самости.
Индикатор комплекса – это любое нарушение поведения, указывающее на присутствие комплекса. Интенсивность эмоциональной реакции на ситуацию – показатель силы комплекса. Индикаторы комплекса проявляются и в тесте словесных ассоциаций. Также, чтобы обнаружить комплексы используются любые методики получения образов: арттерапия или песочная терапия.

Юнг ушел от свободных ассоциаций к направляемым. Терапевт иногда в поток сознания клиента «вбрасывает» слова. Человек на каждое из них должен отвечать первым пришедшим на ум словом. Если реакция на какое-то слово потребовала необычно много времени, это указывает на то, что слово каким-то образом связано с комплексом.

Теория личности Карла Юнга

Карл Юнг — один из самых выдающихся психологов и психотерапевтов современности. Ученик Фрейда и основатель аналитической психологии, Юнг не разделял полностью взглядов своего учителя и со временем отошёл от классической фрейдовской концепции личности. Возникшие разногласия между психологами подарили миру глубинную и необычную теорию личности.

Структура личности по Юнгу

Как и Фрейд, Юнг считал, что личность (психика) состоит из 3 основных уровней: Эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное (Супер-Эго).

Эго представляет собой наше сознание. Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.

Личное бессознательное включает в себя ощущения, страхи, комплексы, мысли, которые были вытесненные из сознания и якобы «забыты». Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем. Юнг считал, что содержание этого уровня личности доступно для осознания, но требует прикладывания определённых усилий со стороны человека.

Коллективное бессознательное — самый спорный аспект юнгианской теории личности, который был одним из главных разногласий между Юнгом и Фрейдом. Этот уровень личности также называют надличностным бессознательным. Оно включает в себя воспоминания и образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей. Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.

Основные архетипы по К. Юнгу

В отличие от Фрейда, который считал главными динамическими силами развития личности подавленные сексуальные влечения и агрессию, Юнг отдавал основную мотивационную роль архетипам — глубинным образам, сформировавшимися во процессе эволюции. Среди всех архетипов ведущую роль Юнг отводил 5 основным: Аниме, Анимусу, Персоне, Тени, Самосте. Аниме и Анимус — две составляющие одного целого, где первая часть является воплощением женского бессознательного у мужчин, а вторая — мужского бессознательного у женщин. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов. Персону часто ещё называют Маской, так как этот архетип отождествляется с ролью человека в обществе и напоминает амплуа актёра в театре. Тень — это обратная сторона Персоны. Она скрывает все социально неприемлемые стороны личности, которые нельзя проявлять в данном обществе. Самость — центр личности, проявление её внутренней гармонии и целостности.

Типы личности: экстраверты и интроверты

Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Эти две основные направленности одновременно присутствует в каждой личности, но одна из них является доминирующей и определяет вектор развития человека. Так, экстраверсия является проявлением интереса к внешнему миру. Соответственно экстраверты находят силы и энергию в общении с окружающими людьми. Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.

Полная противоположность экстраверту — интроверт. Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний. Внешний или внутренний локус личности тесно связан с врождёнными особенностями нервной системы и темпераментом. Как правило, экстраверты обладают сангвиническим или холеристическим темпераментом, а интроверты — флегматическим или меланхолическим.

Психологические типы личности по К. Юнгу

Психические типы людей по К. Юнгу

Работы Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у группы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебежчиков из лагеря Фрейда.

Как и Фрейд, К. Юнг посвятил себя учению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Читайте также:  Аспирин при месячных можно ли пить во время менструации, вызывает ли ацетилсалициловая кислота месяч

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом — отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного [Jung, 193/1969 ].

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.

Коллективное бессознательное

И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума” [Campbell, 1971]. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хусейн

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Читайте также:  Действительно ли лисички лечат рак мнение специалистов

Самость

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Интроверты и экстраверты

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.

Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущий силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентации являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-либо или взывает скуку”. По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентированна на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентированна на вынесение суждений о том, является опыт, прежде всего приятным или неприятным.

Ощущение и интуиция

Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их инее объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и несознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как, если бы он фотографировал её. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на несознательные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность для совладениями с жизненными ситуациями использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами.

Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа являлся З. Фрейд. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.

В отличие от Фрейда, предававшего особое внимание ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).

С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей, реализует себя всё более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как “обретение самости”, являющейся результатом стремления всех компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции , гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своём конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому, высвобождается энергия необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Ссылка на основную публикацию
Строение головного мозга у земноводных (амфибии); Мурзим
Органы выделения и нервная система земноводных. Органы выделения земноводных представлены парными почками. В отличие от почек рыб, у земноводных они...
Стоматология в Перово и Новогиреево
Протезирование в Перово Протезирование метро Перово Протезирование возле станции метро Перово - у каких медицинских центров самый высокий рейтинг? Где...
Стоматология Каширское шоссе, детская
Адрес стоматологии на каширской Стоматологическая поликлиника №62 Москвы обслуживает население бесплатно по программе ОМС, медицинские услуги, не входящие в ОМС...
Строение головного мозга человека отделы, оболочки, функции
Строение головного мозга человека Головной мозг человека – это 1,5-килограммовый орган мягкой губчатой ​​плотности. Мозг состоит из 50-100 млрд. нервных...
Adblock detector