Техника проведения катетеризации у мужчин и женщин; Студопедия

Техника проведения катетеризации у мужчин и женщин; Студопедия

Методы проведения катетеризации мочевого пузыря

Катетеризация мочеиспускательного канала представляет собой манипуляцию, суть которой в том, что в его полость вводится пустотелая трубка, достигающая мочевого пузыря. Вследствие этого происходит отток мочи. Выполняют эту процедуру при разных заболеваниях мочеполовой системы, включая и экстренные мероприятия по эвакуации накопившейся урины. Проводится катетеризация у мужчин и женщин опытным персоналом, введение катетера предусматривает соблюдение всех положенных предписаний, которые исключают возникновение ассоциированных инфекций.

Показания и противопоказания к процедуре

Катетер относится к медицинским устройствам инвазивного типа, его применение оправдано при неотложных состояниях, характеризующихся полной невозможностью эвакуации мочи. Иногда постановка катетера назначается для осуществления профилактических действий.

Основные показания для катетеризации мочевого пузыря:

  • неотложные состояния (задержка мочи вызвана аденомой простаты, парезом мочевого пузыря, образование сгустков крови и гноя, аденокарцинома, невозможность опорожнения мочевого пузыря из-за нервного состояния);
  • болезни мочевого пузыря и уретрального канала, связанные с процедурой промывания и введением специальных растворов в их полость;
  • диагностический фактор (требуется получение пузырной мочи без включений).

Существуют состояния, при которых не рекомендуется или нельзя проводить инсталляцию мочевого зонда.

Типичные противопоказания для инвазии катетеров:

  • уретрит в острой форме, включая гонорейный тип;
  • травмы мочевого пузыря и уретрального канала;
  • сокращенный сфинктер.

Виды уретральных катетеров

Все данные приспособления для экстренного дренирования мочевого пузыря подразделяются на два основных типа:

  • эластичные зонды (изготовлены из специальной резины, гибкого пластика или силикона);
  • жесткие зонды (изготовлены сплавов цветных металлов).

По своим конструкционным особенностям дренирующие устройства подразделяются на следующие виды:

  • катетер Робинсона (Нелатона) – самый простой вариант, прямого типа, предназначается для кратковременных и неосложненных случаев взятия мочи пациента;
  • катетер системы Тиманна – предназначен при осложненных инвазиях, как правило, в случаях аденомы простаты или стенозе уретрального канала, имеет жёсткий изогнутый кончик, который позволяет осуществить проход;
  • катетер системы Фолея – является гибким устройством, имеющим специальный баллон, при помощи которого происходит удерживание приспособления, баллон используется и для остановки кровотечения из места дислокации аденомы простаты после ее удаления;
  • катетер системы Петцера – применяется реже, в основном при цистостомическом дренаже (в виде отдельной трубочки, минующей уретральный канал и выходящей наружу).

Все варианты устройств имеют свою размерность, обычно характеризующую их диаметр. Это позволяет правильно подобрать дренажную систему и исключить травматические случаи в мочеиспускательном канале либо исключить закупорку трубок при малом диаметре.

В каждом индивидуальном случае подбирается система зонда лечащим врачом. Так существуют устройства временного использования и постоянного. Например, приспособления дренажа по принципу Фолея предназначаются для постоянного ношения. Учитывается и способ инвазии устройства. Некоторые зонды позволяют производить самостоятельное дренирование, другие – предназначены только для инсталляции опытным персоналом.

Металлические катетеры выглядят в виде слегка изогнутой трубки, применяются в очень сложных случаях дренирования, когда невозможно использовать эластичные аналоги. Дренаж осуществляется только опытным специалистом.

Техника введения

Методы катетеризации отличаются в зависимости от типа устройства и от различия строения мочеполовой системы мужчин и женщин. Существует определенная техника проведения данной манипуляции у женщин и мужчин.

Процедура введения катетера эластичного образца у женщин предусматривает следующие мероприятия:

  • руки тщательно моются и обрабатываются дезинфицирующим средством (хлоргексидин или этиловый спирт), одеваются перчатки;
  • на окончание катетера наносят стерильный вазелин и глицерин (допускается использование стерильных лубрикантов);
  • наружные половые органы и задний проход подмывается;
  • женщину укладывают на спину, ноги согнуты в коленях и раздвинуты;
  • левой рукой раздвигаются наружные половые губы и отверстие уретры вымывают раствором фурацилина;
  • правой рукой берется зонд и при помощи попеременного вращения вводится в уретру, примерная глубина ввода равна 5см;
  • появление мочи на обратном конце устройства является сигналом для остановки движения.

Если требуется промыть мочевой пузырь, то после окончания выделения мочи, катетер соединяют со специальным шприцем (по принципу Жане). В шприце должен находиться фурацилин (температура 37 С). Когда дренажный конец соединен со шприцем, то находящийся раствор вводят в мочевой пузырь. Опустив дренажный конец в емкость, дожидаются полного выделения промывочной жидкости. Операция может быть повторена. После извлечения катетера, уретру обрабатывают фурацилином.

Техника введения металлического дренирующей трубки выполняется аналогичным образом.

Процедура выполнения катетеризации у мужчин выполняется следующим образом:

  • рук моются и обрабатываются антисептическим препаратом (хлогексидин или др.);
  • пациент подмывается, ложится на спину, разводит ноги в коленях;
  • половой член обрабатывают фурацилином;
  • поверхность катетера смазывается стерильным смазывающим средством (вазелин, глицерин);
  • эластичный катетер, нужного диаметра вставляют в наружное отверстие уретры, для этого при отодвинутой крайней плоти член слегка сдавливают в области подвенечной борозды, а ткани головки оттягивают вниз, пытаясь расширить канал уретры;
  • врач заводит устройство дальше, слегка проворачивает тело эластичной трубки, облегчая ее движение;
  • появление мочи с дренажного конца, свидетельствует о правильности проведения этой процедуры;
  • после точной юстировки зонда, производят соединение и фиксацию с мочеприемником (для постоянного ношения).

Основные проблемы катетеризации мужчин состоят в том, что мочеиспускательный канал у них длиннее, чем женщин, анатомическое строение имеет свои особенности.

Наиболее узким местом является граница перепончатых и кавернозных тканей. Иногда проблема возникает во время преодоления сфинктера мочевого пузыря. Решающую роль при этом может оказать сам пациент – способность расслабить сфинктер облегчает процесс ввода дренажа.

Металлический катетер вводит только квалифицированный врач, так как это сложный процесс, имеющий свои особенности. Обычно при инвазии металлического дренажа выполняют следующие манипуляции:

  • катетер с направленным вниз закруглением вводят в мочеиспускательный канал;
  • дренаж направляют вперед, при этом наклон члена ориентируют в сторону живота, пытаясь насовывать его на катетер;
  • когда окончание дренажа подводится к задней части уретры, катетер ориентируют вертикально, чем достигается его попадание в перепончатый отдел;
  • во время прохождения перепончатого отдела, наружный его край отодвигают от живота, после чего пройдя простатический отдел, попадают в мочевой пузырь.

к оглавлению ↑

Осложнения

Частым осложнением катетеризации мочевого пузыря является внесение инфекции, в том числе внутрибольничной. Восходящие пути инфицирования нередко приводят к воспалению мочеиспускательного канала. Длительное нахождение зонда в уретральном канале вызывает повреждение слизистой оболочки. Для недопущения распространения микробной флоры необходимо периодически промывать дренаж фурацилином.

Желательно использовать диаметр вводимой трубки подходящего значения, так как большой диаметр может вызвать абсцесс уретры или расширение канала у женщин.

Вероятность развития осложнений резко возрастает при несоблюдении санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий во время ввода зонда. При имеющихся инфекциях мочеполовой системы есть риск развития вторичной инфекции, на фоне ослабленного иммунитета.

Использование зондов, которые предусматривают в своем устройстве наполняемый баллон для фиксации, увеличивает вероятность раздражения внутренних стенок мочевого пузыря. Наиболее частые осложнения при инфицировании вследствие использования зонда:

Уход за мочевым зондом

Правила использования катетера включают в себя своевременную санацию мочеиспускательной области. Необходимо следить за свободным вытеканием мочи, так как нередко отверстие трубочки забивается различными включениями.

Читайте также:  Дисфункция внчс, заболевания челюстного сустава

Приемник урины должен всегда находиться ниже уровня мочевого пузыря, опорожнение его производят каждые 7-8 часов. Клапан приемника подлежит периодической мойке и сушке. Внутреннюю полость мочеприемника следует периодически вымывать и обрабатывать хлорным отбеливателем.

Процесс удаление зонда

Извлечение катетера происходит по согласованию с лечащим врачом. В некоторых случаях это можно сделать самостоятельно. Если устройство снабжено фиксирующим баллоном, то для этого следует откачать воду при помощи шприца, после чего производят удаление дренажной системы. Опустошить баллон можно и путем разрезания трубки в специальном месте. Если по какой-то причине пациент морально не готов самостоятельно проводить подобные манипуляции, не нужно насильно проводить подобные попытки, так как это может привести к травмам уретры или инфицированию.

Зонды краткосрочного действия системы Робинсона, пациенты, в большинстве случаев, удаляют самостоятельно, после получения нужных консультаций.

Для проведения успешной катетеризации мужчин и женщин нужно соблюдать ключевые факторы, влияющие на процесс ввода и последующего пользования зонда, которыми являются:

  • стерильность материала и нужного инструментария;
  • правильный подбор диаметра трубки по специальной шкале;
  • умение и навыки при постановке металлического зонда;
  • периодическая санация всех контактирующих с уретрой предметов.

Если изложенные факторы соблюдаются, то вероятность осложнений или механических повреждений тканей уретры и мочевого пузыря снижается до минимальных значений.

Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

Онлайн-конференция идёт регистрация

«Особенности работы и пути взаимодействия школьного педагога с детьми с умственной отсталостью в начале учебного года»

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников
онлайн-конференции

8 – 10 сентября 2020г 19:00 (МСК)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ПМ. 04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Раздел 3. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий.

МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг.

Тема : Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело Курс: 2

(базовый уровень)

Купино 2016

Пояснительная записка

К методической разработке профессионального модуля Выполнение работ по профессии младшая медсестра по уходу за больными по теме: Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря. Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний и умений по теме в ходе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и формируют умения по теме: Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности : 34.02.01. Сестринское дело (базовый уровень подготовки).

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий;

обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала

составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;

способы реализации сестринского ухода;

технологии выполнения медицинских услуг;

факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

ПК 4.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля знаний, содержание учебного материала, задания для закрепления материала, алгоритмы выполнения манипуляций, тест – контроль.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№4), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№5), Подведение итогов (приложение №6)

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

Место проведения кабинет доклинической практики

Продолжительность проведения занятия 270 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен: уметь о казывать помощь медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

2. Воспитательная: Воспитывать стремление к проявлению устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен уметь :

собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий;

обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и само ухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.; обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

Междисциплинарная интеграция:

Обеспечивающие: Здоровый человек и его окружение, Фармакология, Психология, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека.

Обеспечиваемые: Пм 01.Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебном — диагностическом и реабилитационном процессах , ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

Внутри дисциплинарные связи: Основы профилактики внутрибольничной инфекции. Лечебно- охранительный режим как фактор, влияющий на безопасность пациента.

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для входного контроля знаний, содержание учебного материала, задания для закрепления материала, алгоритмы выполнения манипуляций

Самостоятельная работа: конспект лекции, Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас», 16-е издание Ростов-на-Дону, «Феникс»

Схема по теме (алгоритм действия): «Подготовка пациента к проведению» катетеризации.

Перечень литературы:

Основная: Обуховец. Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас», 16-е издание Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011

Дополнительная: С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела». Москва ГЭОТАР – Медиа 2011

Описание хода занятия

Основные этапы

Читайте также:  Понос при беременности на ранних и поздних сроках, лечение

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

Использование активных форм опроса с указанием цели:

— фронтальный опрос с целью определения уровня знаний Разбор вопросов темы методом дидактической игры «домино»

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать умения применения приемов психологической само регуляции

Словесный, (вербальный) метод обучения.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 4.3 ПК 4.6. (приложение

Цель: сформировать умения применения приемов психологической само регуляции

Выполнение студентами алгоритма манипуляций: Ролевая игра

Катетеризация мочевого пузыря у мужчин и женщин.

реализация ОК 14 (приложение №4)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация

ОК 4; ОК5 (приложение №5)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения

Подведение итогов (приложение №6)

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

Т. П. Обуховец, О.В. Чернова Основы сестринского дела: Стр. 613-623

Схема по теме (алгоритм действия): «Подготовка пациента к проведению катетеризации».

Разбор вопросов темы методом дидактической игры «домино»

1.Вступительное слово преподавателя. Знакомство с правилами игры.

2. Проведение игры.

3. Заключительное слово преподавателя. Подведение итогов игры.

Игровая ситуация и распределение ролей :

В игре участвуют 10 человек. Каждый получает по 2 карточки — «домино». На одной половине карточки – вопрос, на другой – ответ. По очереди каждый участник зачитывает вопрос на своей карточке, все участники просматривают свои карточки – нет ли в них ответа на заданный вопрос. Если участник считает, что правильный ответ у него – он зачитывает его группе. Если группа согласна с его мнением — он выкладывает ответ на предложенный вопрос. Если все ответы правильны – «Домино» замкнѐтся, и будут использованы все карточки. Если «Домино» замкнѐтся, а карточки останутся – допущена ошибка. Игра начинается сначала.

Оценка . Если «Домино» замкнѐтся без ошибок с первого раза – групповая оценка «5». Если «Домино» замкнѐтся без ошибок со второго раза – групповая оценка «4». Если «Домино» замкнѐтся без ошибок с третьего раза – групповая оценка «3». Если «Домино» не замкнѐтся без ошибок с третьего раза – игра прекращается и выставляется групповая оценка «2».

Ожидаемые результаты: Групповое обсуждение возможных вариантов ответов помогает обучающимся устранить индивидуальные ошибки. При возникновении групповых ошибок ситуация проигрывается повторно, и студенты сами находят правильный ответ. В результате нескольких повторов у обучающихся формируются прочные знания.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Что такое катетеризация мочевого пузыря

Катетеризация мочевого пузыря – это распространённая и необходимая многим процедура. Она нашла широкую популярность в урологической практике и имеет лечебное и исследовательское воздействие: трубка может стоять некоторое время для диагностики.

Перечень показаний, когда человеку должен устанавливаться катетер в уретру, велик. К ним относятся проблемы с выводом почечных экскрементов, необходимость взятия стерильного анализа мочи, контроль диуреза, необходимый во время операций.

Может показаться, что постановка катетера – простая задача, однако надо соблюдать некоторые тонкости манипуляции. Это позволит избежать осложнений. Описание процедуры, применяемых устройств, их особенностей для мужчин, женщин, детей – в этом материале.

Что представляет собой процедура

В ходе катетеризации тонкая трубка, которая называется катетер, вводится внутрь естественных наружных отверстий тела пациента. Она попадает через мочеиспускательный канал в полость органа, в котором накапливается моча перед тем, как выделяться из организма.

Классификация

Специалисты выделяют две разновидности процесса катетеризации, различающиеся периодом, в который можно пользоваться вводимым устройством.

  1. На короткий период. Катетер необходим для проведения оперативного вмешательства и в послеоперационный период. Плюс к этому, врачи производят установку катетера в мочевой пузырь мужчинам, женщинам, детям при необходимости обследования органов мочевыделительной системы. Кратковременно устанавливается также при оказании экстренной помощи пациенту для выведения мочи в случае её острой задержки.
  2. Установка постоянного устройства в мочевой пузырь (катетера) требуется при диагностировании ряда болезней, которым свойственны затруднённое мочеиспускание или его полное отсутствие.

Цели и задачи

Описываемое устройство решает множество задач, достигаются такие цели:

  • облегчить диагностику, сделать её более точной и достоверной. Таким образом, например, можно взять полностью стерильную порцию мочи;
  • трубка применяется для заполнения полости мочевого пузыря окрашивающим веществом, которое является контрастным и используется для процедуры под названием «ретроградная урография»;
  • следующая область применения – немедленный дренаж, если другие варианты опустошения выделительного органа отсутствуют. Это поможет не допустить серьёзной патологии – гидронефроза, который считается достаточно опасным состоянием, так как во время него происходит поражение почек (расширение лоханок);
  • хорошо помогает в направленном транспорте лекарственных препаратов. Это ускоряет момент доставки лекарства именно к месту воспаления;
  • для тяжелобольных, лежачих пациентов катетер – это элемент программы ухода за ними.

Устройство, виды и размеры катетеров для мочевого пузыря

Один из наиболее распространённых видов – это уретральный катетер Фолея. Перечень выполняемых ним функций велик и включает в себя мочеотвод, остановку кровотечения, введение лекарств в органы мочевыделительной системы и другие.

У катетеризационного устройства есть несколько разновидностей:

  • катетер урологический Фолея 2-х ходовой, то есть с двумя отверстиями. Обычно используется длительно. Одно из отверстий имеет закруглённый конец. Его вводят непосредственно в мочевой пузырь. Со второй стороны устройства каналы отвечают за выведение мочи и нагнетание жидкости внутрь пузыря;
  • с тремя отверстиями. Поставить катетер Фолея трехходовой бывает целесообразно в случаях, если надо ввести лекарственный препарат или контрастное вещество;
  • устройство с изогнутым концом (Фолея-Тиммана). Необходимо для мужчин, имеющих нераковую опухоль простаты. С таким медицинским изделием производится катетеризация поражённого органа.

Катетер урологический мужской может быть наружным (внешним), применяться через уретру и для введения через живот (при цистостоме у мужчин).

Кроме классификации по уже описанным признакам, различают катетеризирующие устройства по другим характеристикам:

  • типу корпусного материала, из которого они выполнены, то есть жесткие металлические или из пластика, либо катетер Фолея из силиконовых, резиновых, латексных материалов (мягкие);
  • срока их службы (постоянные или временные, которые можно использовать несколько раз за 24 часа);
  • места применения (уретра, мочеточник, мочевой пузырь, почечная лоханка и другие);
  • пола пациента, для которого предназначается катетер, и в зависимости от принадлежности к графе таблицы размеров. Мужские – более длинные – до 40 сантиметров. Женские достигают 15 сантиметров.

При назначении катетера учитываются материал и его качество, так как у пациента не должно быть на него аллергии. Особенно это важно в случае длительного ношения.

Можно также отметить следующую классификацию катетеров, которые имеют отличия от устройства Фолея.

  1. Тимана. Отличается изогнутым наконечником. В нём 2 отверстия и один отводящий канал. Применяется для пациентов с аденомой простаты.
  2. Пеццера. Обычно это резиновая трубочка, на которой есть чашеобразный фиксатор и два отверстия для вывода. Он нужен при длительном применении. Устанавливается с пуговчатым зондом (с рукояткой в форме петли).
Читайте также:  Что означает повышенный АлАт в крови

Кроме того, в медицине применяются и другие приборы для катетеризации. Например, катетеры урологические из нелатона, которые бывают женскими или мужскими. У них разная длина. Устройство предпочтительней для установки на короткий период. Является одноразовым. Имеет слепой закругленный конец. Оно нужно для выведения мочи время от времени.

Показания и противопоказания

О показаниях и целях к проведению данной процедуры многое было уже сказано выше. Остаётся только обобщить, что процедура необходима при острой задержке мочи (для её отвода); для промывания мочевыделительного органа; доставки лекарств; проведения исследований.

У манипуляции существует и ряд противопоказаний, среди которых:

  • наличие повреждений в мочеиспускательном канале;
  • острые воспаления в нём, в мочевом пузыре, а для мужчин – в половых органах и предстательной железе;
  • кровотечения, вызванные только что полученной травмой канала.

В урологии встречаются случаи, когда ввести катетер не представляется возможным. Это происходит из-за сужения мочевыводящего канала вследствие ряда болезней.

При верном проведении манипуляции риск осложнений минимален. Однако он всё равно присутствует. Есть вероятность возникновения кровотечения, гематом или разрывов стенок канала.

Правила проведения процедуры

Проводить катетеризацию можно после осмотра указанной области. Для введения катетера используют стерильные перчатки и инструменты, в число которых входит пинцет, салфетки, антисептик и другое.

Подготовка

Правил, которые нужно соблюдать при подготовке к процедуре, немного. Наружные органы пациента хорошо обрабатывают и очищают, при необходимости подбривают. Специалист моет руки, надевает перчатки, смазывает кончик катетера вазелином (глицерином).

Алгоритм катетеризации мочевого пузыря у женщин

Физиологические особенности женского организма позволяют им переносить процедуру проще, чем мужчинам. Установка происходит таким образом:

  • женщина ложится, сгибает и разводит ноги, в этот момент под ягодицами находится пелёнка;
  • органы обрабатывают и подмывают;
  • вводят трубку пинцетом.

Действие устройства начинается тогда, когда оно попадает на 7 см вглубь, и выделяется моча. Дальнейший ход процедуры зависит от её целей и может завершиться на этом этапе либо продолжиться введением лекарств.

Технология постановки мужчинам

Алгоритм катетеризации мочевого пузыря мужчины для мягкого и других катетеров отличается от принятого для женщин.

Первые два пункта идентичны. Различия начинаются на этапе введения:

  • катетер осторожно вставляется в уретральный канал. А затем пенис постепенно натягивают на трубку;
  • приспособление должно не спеша опуститься до мошонки;
  • специалист выполняет фиксацию катетера в приёмнике мочи.

Если применение необходимо единовременно, то после выполнения всех процедур трубку извлекают. При долговременном использовании её оставляют.

Правильное проведение манипуляции гарантирует, что пациенту не будет больно.

Как ставят детям

Введение устройства детям подобно взрослой инструкции, но имеет особенности. Одна из них касается диаметра катетера, он должен быть меньше. Кроме того, следует ставить его, когда мочевой пузырь наполнен, этот факт лучше проверять с помощью УЗИ. В случае с детьми обработка сильными антисептиками не допускается. А извлекается катетер как можно быстрее.

Все эти действия должен выполнять доктор, который специализируется не только на урологии, но и на педиатрии.

Правила ухода

Это важный пункт, так как правильный уход поможет не допустить воспаления, заражения и так далее. Процесс ухода состоит из следующих этапов.

  1. Устройство можно достать во время того, как пациент лежит на спине, а дренажная жидкость слита.
  2. Из дренажного мешка сливается моча, он обрабатывается водой и антисептиком.
  3. Катетер моется с помощью шприца с антисептическим раствором (борной или карболовой кислот), а затем и с водой. При необходимости (например, наличие у пациента воспаления) устройство дополнительно промывается раствором фурацилина.

Промывать с использованием соответствующих обеззараживающих средств устройство нужно минимум раз в сутки. Мочеприемник следует освобождать до 6 раз в день, а катетер требует ухода два раза в неделю. Пациенту важно также не забывать подмываться.

Как самостоятельно поменять катетер в домашних условиях

Самостоятельная замена на дому допускается только для мягких катетеров. И для этого должна быть весомая причина, так как техникой выполнения в полной мере владеет только профессионал. Иначе не избежать серьёзных травм и последствий. Необходимо следить, чтобы он не выпал из желчного пузыря или другого органа. Осуществляется манипуляция чистыми руками в стерильных перчатках. Её алгоритм выглядит таким образом:

  • освобождается приёмник мочи;
  • пациент занимает необходимое положение на спине с разведёнными ногами;
  • трубка и органы промываются препаратом с антисептическим действием;
  • баллон устройства освобождается, для этого надо убрать жидкость при помощи шприца объемом 10 мл;
  • трубку нужно снять и удалить медленно и плавно, а на её место ввести новую, для этого руководствуются инструкциями по применению, приведёнными выше, для женщин, мужчин, детей.

Мочепузырное устройство меняет и удаляет только врач, а мочеточниковое и почечно-лоханочное – медсестра.

Возможные осложнения после процедуры

Избежать неприятных последствий можно при условии обращения к грамотному специалисту. Он же подробно проинструктирует о правилах поведения и ухода для профилактики развития осложнений.

Среди осложнений отмечают различного рода повреждения травматического происхождения, кровь в моче, а также развитие воспалительного процесса. Важно наблюдать также, не подтекает ли катетер.

Катетер-ассоциированная инфекция мочевыводящих путей – одно из наиболее частых, и в то же время опасных, осложнений. Мочевыводящие пути – основной источник нозокомиальных инфекций, в частности при наличии мочевого катетера. Частота катетер-ассоциированных инфекций мочевыводящих путей в мире составляет 4,8/1000 катетеро-дней.

В большинстве случаев возбудителями катетер-ассоциированной инфекции мочевыводящих путей выступают представители собственной кишечной флоры пациента. Это естественно, ведь после установки трубки на её внутренних и внешних поверхностях образуется биоплёнка, способствующая повышению адгезивных свойств бактерий, что приводит к повышению скорости их колонизации. Причём риск развития такого состояния прямо пропорционален продолжительности катетеризации.

Ссылка на основную публикацию
Тест на беременность — моча и сода, правда это или нет
14 приемов, чтобы определить беременность без теста: народные методы в домашних условиях Мы собрали всевозможные народные методы, приметы, поверья и...
Температура после пневмонии о чем свидетельствует
Сколько держится температура при пневмонии: каковы допустимые показатели Пневмонией именуется заболевание инфекционного характера, которое провоцирует развитие воспалительных процессов легочных тканей....
Температура после прививки АКДС 1
Реакции организма на вакцину Ребёнку сейчас 1 год, нам предстоит делать 3 АКДС. На 1 АКДС была температура 38. Врач...
Тест на беременность — Частые вопросы и ответы
Может тест на хгч ошибаться на ранних сроках и почему Вы сможете создать ее после просмотра результатов анализов и получить...
Adblock detector