Тики у детей классификация, лечение Контент-платформа

Тики у детей классификация, лечение Контент-платформа

Способы коррекции невротических проявлений у детей

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Читайте в новом номере

Статья посвящена одной из актуальных проблем детской психоневрологии – лечению невротических нарушений.
Целью работы было изучение эффективности разных препаратов, применяемых для коррекции невротических и эмоциональных расстройств.
Материал и методы: на репрезентативной группе пациентов (131 ребенок в возрасте от 3-х до 12 лет с невротическими проявлениями) показана сравнительная оценка эффективности использования препаратов Нервохель, Валерианахель и фенибут.
Результаты: каждый из препаратов имеет «свою точку приложения», что, вероятнее всего, связано с их составом и механизмом действия. Так, наиболее продуктивным в улучшении эмоциональной сферы у детей объективно был Нервохель, эффективность которого также отмечалась в повышении мотивации (как и у фенибута) и коммуникативности. В коррекции сна все препараты показали практически идентичную эффективность, что позволило нормализовать процесс засыпания и сна практически у 44,2–52,3% детей. Помимо высокой эффективности отмечалась и хорошая переносимость комплексных гомеопатических препаратов, лишь у 2-х пациентов наблюдались аллергические проявления на фоне приема нервохеля и валерианахеля, которые были расценены как гомеопатическое «обострение» и нивелировались самостоятельно, по сравнению с 11 пациентами с абдоминалгией и аллергической кожной реакцией на фенибут. Помимо улучшения неврологического статуса у 18,6% детей, принимавших Нервохель, и 20,5% принимавших Валерианахель, отмечалось улучшение соматического статуса, а именно редуцирование дисфункций со стороны ЖКТ и мочевыделительной системы.
Выводы: Нервохель и Валерианахель являются эффективными и безопасными препаратами для коррекции невротических нарушений и изменений эмоциональной сферы у детей, что позволяет их рекомендовать к широкому применению в практическом здравоохранении.

Ключевые слова: функциональные нарушения нервной системы, невротические нарушения, Нервохель, Валерианахель, фенибут.

Для цитирования: Хачатрян Л.Г., Быкова О.В., Никитина Е.Д., Касанабе Е.В. Способы коррекции невротических проявлений у детей. РМЖ. 2016;24(24):1634-1638.

Treatment of neurotic disorders in children
Khachatryan L.G. 1 , Bykova O.V. 2 , Nikitina E.D. 2 , Kasanabe E.V. 1

1 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
2 University Children Hospital of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

The paper discusses an important issue of pediatric psychoneurology, the treatment of neurotic disorders. The occurrence of these conditions among functional outcomes of perinatal hypoxia is 35-40%. Statistical data demonstrate low efficacy of pharmacotherapy for these conditions. This results in the reduced quality of life of a child and a family.
Aim. To assess the efficacy of various medical agents in the treatment of neurotic and emotional disorders.
Patients and methods. The efficacy of Nervoheel®, Valerianaheel®, and Phenibut was compared in 131 children aged 3-12 years with neurotic disorders.
Results. It was demonstrated that each agent has its own “application point” depending on the composition and mechanism of action. Thus, the most effective drug in terms of emotional improvement was Nervoheel® which also increased motivation (like Phenibut) and communication. The medications were similarly effective for sleep disorders in 44.2-52.3% of children. In addition to high efficacy, complex homeopathies have good tolerability: self-limiting allergic reactions to Nervoheel® and Valerianaheel® observed in 2 patients only were regarded as homeopathic “exacerbation”. On the other hand, abdominal pains and allergic skin reactions were detected in 11 patients who received Phenibut. Moreover, 18.6% of children prescribed with Nervoheel® and 20.5% of children prescribed with Valerianaheel® demonstrates somatic (i.e., gastrointestinal and excretory) improvements.
Conclusions. Nervoheel® and Valerianaheel® are safe and effective for neurological and emotional disorders in children. They can be recommended for widespread use in pediatric daily practice.

Key words: functional disorders of nervous system, neurotic disorders, Nervoheel®, Valerianaheel®, Phenibut.

For citation: Khachatryan L.G., Bykova O.V., Nikitina E.D., Kasanabe E.V. Treatment of neurotic disorders in children // RMJ. 2016. № 24. P. 1634–1638.

Статья посвящена лечению невротических нарушений у детей

Материал и методы

Мы наблюдали 131 пациента (72 (54,9%) мальчика и 59 девочек (45,1%)) с невротическими проявлениями в возрасте от 3-х до 12 лет. При проведении диагностики осуществлялись клиническая оценка неврологического и соматического статуса, нейровизуализация (МРТ головного мозга), выполнялись электроэнцефалография, транскраниальная допплерография сосудов головного мозга, оценка эмоционально-психологического состояния с помощью теста Люшера и шкалы тревожности CMAS (для детей с 8 лет – The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale в модификации А.М. Прихожан 2002 г.) [9, 10, 25, 26]. Проводились биохимический и клинический анализ крови. Все дети были осмотрены логопедом-психологом, офтальмологом, педиатром.
Методом случайной выборки пациенты были разделены на 3 группы: 1-я (44 ребенка) получала коррекцию препаратом фенибут в дозе от 0,25 до 0,5 г/сут, 2-я (44 ребенка) – препаратом Нервохель («Хеель», Германия), 3-я (43 ребенка) – препаратом Валерианахель («Хеель»). Дифференцированно учитывались исходные данные в каждой группе.
Препарат фенибут («Олайнфарм», Латвия) состоит из двух активных веществ: аминофенилмасляной кислоты (производное фенилэтиламина, обладающее транквилизирующим действием) и гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) (с ноотропным действием). Вспомогательные вещества включают: лактозу, картофельный крахмал, поливинилпирролидон низкомолекулярный, стеариновый кальций. Доза составляла от 0,25 до 0,5 г/сут.
Гомеопатический препарат Нервохель («Хеель», Германия) состоит из 6 компонентов (табл. 1), каждый из которых обладает определенным действием на организм. Препарат применяется с 3-летнего возраста для лечения невротических нарушений различного характера. Нашим пациентам мы назначали в зависимости от возраста от 1 до 3-х табл./сут в течение 14 дней вне еды.

Препарат Валерианахель («Биологише Хайльмиттель Хеель», Германия), так же, как и Нервохель, имеет смешанный состав (табл. 2), обусловливающий разностороннее действие не только на нервную систему, но и на организм в целом. Доза для детей от 2 до 6 лет — по 5 капель 2–3 р./сут, от 6 до 12 лет — по 10 капель 3 р./сут в течение 2-х нед.

Во всех группах дети получали препараты согласно возрастным рекомендациям. Оценка эффективности проводилась с помощью контрольного клинического осмотра, проведения экстра- и интракраниального допплерографического исследования сосудов головного мозга, ЭЭГ, тестирования по методикам Люшера и СМАS до и после терапии.
Статистическая обработка результатов исследования выполнена с использованием пакета программ Statistica 22.0 (StatSoft Inc., США), различия считались статистически значимыми при р≤0,05.

Результаты и обсуждение

Нозологическая структура патологии у 131 пациента была представлена следующими функциональными нарушениями нервной системы (табл. 3): у 39 детей (29,8%) отмечались нарушения эмоциональной сферы, у 92 (70,2%) – разного рода нарушения невротического характера. Надо отметить, что в основном эти проявления дебютировали в возрасте 2,5–3,5 года, когда дети проходили первичную социальную адаптацию (детские сады, группы развития и т. д.).

Комплексная диагностика всех детей с НЭС и НП показала, что наибольшие нарушения отмечались при транскраниальной допплерографии, характеризующей кровоснабжение головного мозга. Разного рода изменения кровотока по магистральным сосудам и позвоночной артерии и по венозному оттоку продемонстрировали все пациенты. Отмечались достоверное снижение кровотока по передней и средней мозговой артерии на 32±3,7 и 28 ±2,4% (р≤0,05 по сравнению с нормой), нарушение венозного оттока на 38±4,6% (р≤0,03), усугублявшиеся при нагрузках в среднем в 1,4 раза по сравнению с исходными величинами. У всех пациентов наблюдалась недостаточность регуляторной функции вегетативной нервной системы смешанного (68,9%) типа или с доминированием симпатикотонии (31,1%) с признаками напряжения процессов адаптации.
У 31% детей были выявлены изменения по данным нейровизуализации в виде негрубой резидуальной вентрикуломегалии. По данным ЭЭГ у 73,5% пациентов были обнаружены дезорганизация биоэлектрической активности мозга в виде нерегулярности основного ритма, дисфункции срединных структур, у 16,1% из них – пароксизмальная активность.
По лабораторным данным в клиническом и биохимическом анализе крови достоверных различий от возрастной нормы не выявлялось.
По данным цветового теста Люшера отмечались нарушения эмоциональной, коммуникативной и волевой сфер. Путем последовательного преференциального выбора цвета были верифицированы следующие нарушения у наблюдаемых пациентов (рис. 1): у 32% – изменения эмоционального равновесия (хотя клинические изменения отмечались у 29,9%), у 27% – нарушение мотивации, у 43% – проблемы коммуникабельности, нарушения сна или засыпания (54%), у 81% – наличие фобий и тревожности. При анализе тревожности (по шкале СМАS с 8 лет) в процессе тестирования по 53 пунктам были выявлены 3 уровня тревожности: несколько повышенная (41%), явно повышенная (36%) и очень высокая (23%).

Читайте также:  Оценка окружности головы детей до 5 лет по профессиональныем центильным таблицам

По данным допплерографии через 2 нед. после терапии у пациентов 1-й группы, получавших фенибут, отмечалась положительная динамика в виде улучшения венозного оттока у 34% и улучшения вегетативного обеспечения у 36,3% с тенденцией к нормализации. Достоверных изменений скорости кровотока в магистральных сосудах получено не было. Во 2-й группе (Нервохель) отмечался положительный эффект у 16 (37,2%) пациентов в виде уменьшения функционального спазма по позвоночной артерии и улучшения венозного оттока, что клинически нивелировало у детей цефалгию напряжения. Достоверного изменения вегетативной регуляции получено не было. В 3-й группе (Валерианахель) были зафиксированы улучшение скорости кровотока в магистральных сосудах у 19% и нормализация вегетативного обеспечения у 25,6% пациентов.
Пациенты всех групп не продемонстрировали достоверных изменений при ЭЭГ, однако в среднем у 1/3 пациентов (36,3% в 1-й, 41% во 2-й и 30,2% – в 3-й) отмечались положительные сдвиги в виде снижения ирритации корково-подкорковых структур.
Положительные сдвиги отмечались в редукции невротических состояний (рис. 2, табл. 4) и нарушений эмоциональной сферы в 1-й группе (фенибут) в виде нивелирования тревожности и фобий у 38,6% пациентов, улучшения сна – у 52,3%. Также у 20,5% детей этой группы улучшилась коммуникабельность, у 38,6% отмечалась тенденция к нормализации эмоциональной сферы.


Пациенты 2-й и 3-й групп продемонстрировали следующие результаты: у 41,9% детей, принимавших Нервохель, уменьшились тревога и фобические проявления, у 25,5% улучшилась коммуникабельность, у 46,5% – эмоциональный фон. Среди детей, получавших Валерианахель, нивелировались тревожно-фобические нарушения у 34%, нарушения сна – у 45,4%, коммуникабельность улучшилась у 18,2%, эмоциональный фон – у 23% пациентов.
Начало эффекта зафиксировано на 5–7-й день терапии в 1-й группе, с 4–5-го и с 3–4-го дня во 2-й и 3-й группах соответственно.
Через 2 нед. после терапии у пациентов отмечались практически те же результаты, достоверной разницы между показателями сразу после лечения и через 2 нед. после него получено не было.
Таким образом, эффективность гомеопатических препаратов, применявшихся для лечения невротических проявлений и эмоциональных расстройств, практически не отличается от эффективности аллопатического препарата фенибут (табл. 4). Каждый из препаратов имел «свою точку приложения», что, вероятнее всего, было связано с их составом и механизмом действия. В коррекции нарушений сна все препараты показали практически идентичную эффективность, что позволило нормализовать процесс засыпания и сна у 44,2–52,3% детей. Нервохель продемонстрировал наибольшую эффективность при влиянии на эмоциональную сферу, а также при повышении мотивации (как и фенибут) и коммуникативности. Отмечалась и хорошая переносимость комплексных гомеопатических препаратов – лишь у 2-х пациентов наблюдались аллергические проявления на фоне приема нервохеля и валерианахеля, которые были расценены как гомеопатическое «обострение», т. к. нивелировались самостоятельно. Помимо улучшения неврологического статуса у 18,6% пациентов, принимавших Нервохель, и у 20,5% – Валерианахель, отмечалось редуцирование дисфункций со стороны ЖКТ и мочевыделительной системы.

Заключение

Коррекция изменений эмоционального и невротического характера требует активного и, часто, длительного врачебного вмешательства. Спектр препаратов, используемых в лечении этих нарушений, достаточно широк, однако многие из них обладают серьезными побочными эффектами. Этот факт, безусловно, мотивирует детских врачей на поиск новых безопасных лекарственных средств. После официального признания гомеопатических методов лечения и разрешения их использования в традиционной медицинской практике (приказы МЗ РФ № 115 от 1.07.1991 г. «О развитии гомеопатических методов в медицинской практике» и № 335 от 29.11.1995 г. «Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении») возник огромный интерес к гомеопатии в разных сферах медицины, особенно в педиатрии.
Верифицированное клинико-параклиническое и нейропсихологическое исследование показало эффективность и безопасность использования гомеопатических препаратов в терапии эмоциональных и невротических нарушений у детей. Так, было выявлено, что нарушения эмоциональной сферы эффективнее корригируются нервохелем, а фенибут лучше нивелирует нарушение сна. При применении валерианахеля также отмечались хорошие результаты, он незначительно уступал вышеуказанным препаратам. Следует отметить, что Валерианахель способствовал улучшению кровотока по магистральным сосудам, что позволяет рекомендовать его детям с ликворо-сосудистой дистензией. Кроме положительного эффекта на нервную систему указанные гомеопатические препараты устраняют проявления вегетативной дисфункции ЖКТ и мочевыводящей системы.
Таким образом, Нервохель и Валерианахель являются эффективными и безопасными препаратами для коррекции невротических нарушений и изменений эмоциональной сферы у детей, что позволяет их рекомендовать к широкому применению в практическом здравоохранении.

Нервные тики у детей. Как с ними бороться?

Читать полный текст статьи »

Комментарии

  • « в начало
  • «
  • 83
  • 82
  • 81
  • 80
  • 79
  • 78
  • 77
  • 76
  • 75
  • 74
  • »
  • в конец »

Дорогие мамы и папы.Внимательно отнеситесь к моему предупреждению.В статье рекламируются очень опасные препараты с точки зрения побочных действий на организм.ФЕНИБУТ, ЗОЛОФТ, ПАКСИЛ и т. д.Почитайте статью на эту тему. http://www.metodtim.ru/blog/fenibut-i-galoperidolsobranie-protivorechiy Далее.Нет необходимости писать о том,что препараты,призванные угнетать центральную нервную систему ребенка и подавлять реакции и импульсное взаимодействие в процессах организма необходимо давать детям только потому,что они находятся в списке и инструкции у психиатра или невропатолога.Почитайте внимательно в инструкциях по препарату весь перечень тяжелейших побочных действий на организм вашего ребенка.Я хочу вам представить статью о нервном тике http://www.metodtim.ru/psyhosomatix/nervnyy-tik Пишите,читайте,звоните .Проконсультируем бесплатно.Наш сайт www.metodtim.ru

20 апреля 2014 14:43

моему сыну 11лет стал сильно вдохи часто делать на улице дома думаю навящивая что делать и какие лекарства помогут подскажите пожалуйста

23 марта 2014 14:12

Dla Eleni
Lena isvinite koneshno,no kto z eto nasnachil vam takoj preparat halloperidol dlja rebenka?Ja zivu v Italii.U moeho sina 9 let nervnij tik, kashel ,potom glasami morgal, a schas vot dixanije.
Mi xodim k psixoterapevtu.Eto u rebenka psixologicheskije problemi.Nikto sdes tabletki ne pripisivaet, tem bolee takije.Devochki, proshu vas ne davajte etoho svoim detjam. Idite k psixoterapevtam , kvalifizirovannim
Koshmar kakoj to!
Kto xochet pishite mne na ira_zajac@list.ru
Mogu rasskasat podrobnee shto nam sdes objasnajut ob etix tikax

27 февраля 2014 04:10

Здравствуйте всем!Моей дочери 3года и 10 мес.,первый тик начался в 3года и 7 мес.,проявился он ввиде кашля и постанывания,обратились к участковому невропатологу,назначила анвифен(ноотроп),брусничный лист и MgB6,но засомневавшись я пошла к платному невропатологу,та в свою очередь сразу определила ,что у ребенка тик и назначила совсем другое лечение тералиджен(4 мес.)затем тенотен,и адаптол!но мы вновь ничего не стали давать и пошли к третьему невропатологу,та вообще не стала ничего назначать,просто сказала чтобы мы жили по режиму строго,исключили телевизор и гаджеты,прогулки часто,занятия,семейные разборки утихомирить и не вводить в распорядок дня ребенка новые увлечения(типо гимнастики,и прочего,что может усугубить ее тревожность)единственное мы пропили MgB6 и глицин!Недавно дочь переболела ОРВИ и после 2хнедельной отсидки дома мы пошли в садик и в первый же день вечером я заметила сидьнейшее моргание с поддергиванием плеча,скукоживанием и тенят уголок рта!Я в отчаиние,подскажите может кто проходил схему лечения ,кот.мне назначил второй невропатолог(причина не лечения тералидженом-его назначают с 7 лет,поэтому меня это насторожило)Отзовитесь плиззззз

Читайте также:  Ксефокам® (Xefocam®) - инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные дейс

26 февраля 2014 09:23

мой малыш с 3-х лет периодически страдает,то глазками часто моргает,то носиком шмыгает,в этих случаях даю любые успокоительные капельки для детей,и все проходит как правило за неделю.Сейчас у нас опять вот нарисовалась новая проблема,стал голову тянуть в сторону и как бы ртом кривить. стала давать тенотен,вроде стало значительно легче.Все эти детские тики и навязчивости лечатся обычными успокоительными средствами и нет необходимости в лишней химии,имейте это в виду.У меня двое детей, старшего точно так же лечила,сейчас вот и с младшим таким же способом справляемся.Всем здоровья и удачи!

14 января 2014 22:45

хорошая статья прислушайтесь.

27 декабря 2013

У моей дочери первый раз тик был в 6 лет перед школой — глаз дергался. к врачу обратились где-то на 4 день. Нам был назначен нервохель, пантокальций, витамин В6 и 10 процедур магнитного воротника. Прошло все буквально за 2 недели. Сейчас ей 11 и вот опять, правда в этот раз стала дергать плечом, хочу опять вести к врачу.

19 ноября 2013 13:33

Добрый вечер. Статья очень полезная. Из статьи узнала столько нового, что не слышала от нашего невролога. Моему сынульке 3 года и 2 месяца сейчас. Тики начались год назад. Бабушка случайно попала ногтем в глаз. Димуська плакал, но потом вроде бы успокоился. На следующий день стал моргать. Срочно побежали к окулисту. Глазное дно в норме. Сказали, что коньюктивит. Выписали капли и мазь. Одновременно с окулистом посетили невролога. Пропили фенибут.Прошло.Это было осенью. К весне началось все снова. Опять к неврологу и к окулисту. Окулист ничего не нашел,невролог назначил нейромультивит и глицин. Пропили. Помогло. Сейчас осень опять та же ситуация, но если раньше сынулька моргал,то сейчас жмурится и подмигивает обеими глазками. Назначили электросон и массаж воротниковой зоны. Начали ходить, результата еще нет. Отходили только три дня. Кстати, на счет глистов. Окулисты попадались мне разные, но только мужчина, которого считают врачом » не очень», упомянул, чтобы мы сдали на яйцеглист. Зато наш педиатр очень смеялась. Завтра пойдем сдавать в мед.центр. Очень тяжело смотреть на своего ребенка, и не знаешь чем ему помочь. От бессилия и отчаяния плакать хочется. Но увы, нужно держаться. Что будет дальше, я не знаю. Но буду надеяться на лучшее. Спасибо всем огромное за информацию. Отдельное спасибо Ивану. Всем огромного здоровья, выздоровления, и большого терпения. БУДЕМ БОРОТЬСЯ.

16 ноября 2013 19:33

11 ноября 2013 14:08

Я ПРАВОСЛАВНАЯ . РАБА БОЖЬЯ ОЛЬГА . МОЙ ВАМ СОВЕТ ВСЕМ ИДТИ В ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ САМИМ И ВЕСТИ ДЕТЕЙ . НУЖНО ПОГОВОРИТЬ СО СВЯЩЕННИКОМ. ПОИСПОВЕДАТЬСЯ САМИМ И РЕБЯТ ПРИЧАСТИТЬ И ИСПОВЕДАТЬ (С 7 ЛЕТ)(ДО 7 ЛЕТ ПРИЧАЩАЮТ МЛАДЕНЦЕВ БЕЗ ИСПОВЕДИ). ДА ЧЕМ ЧАШЕ ТЕМ ЛУЧШЕ . НЕРВНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ -ЭТО ТАК ДЕЙСТВУЕТ ГРЕХ . ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО ОНИ (ГРЕХИ)ПЕРЕДАЮТСЯ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЯ .И НЕ ВЗДУМАЙТЕ ХОДИТЬ ПО ВСЯКИМ БАБКАМ .МОЖЕТЕ ДУШЕ СЕРЬЕЗНО ПОВРЕДИТЬ. ОБЫЧНО К ОПРЕДЕЛЕННЫМ ГРЕХАМ ЕСТЬ СВОИ БОЛЕЗНИ . А НЕРВОЗНОСТЬ ОТ МНОЖЕСТВА ГРЕХОВ ( МОЖЕТ БЫТЬ ОНИ НЕ ТАКИЕ И ТЯЖЕЛЫЕ ГРЕХИ . НО ИХ МНОГО НАКОПИЛОСЬ ).(ЭТО Я ЧИТАЛА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ). БОЖЬЕЙ ВАМ ПОМОЩИ И ПОМНИТЕ МОЛИТВА МАТЕРИ СО ДНА МОРЯ ДОСТАНЕТ!

Детские тики: симптомы, причины, лечение

Вы заметили, что ребенок чаще обычного стал моргать, подергивать плечиками и подкашливать? Возможно, это проявления тиков. Почему они возникают и как правильно их лечить, расскажет главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева.

Что такое тики?

Тики – это непроизвольные насильственные движения, которые возникают в тех или иных группах мышц.

Тики чаще всего встречаются у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Это связано с дозреванием подкорковых отделов головного мозга, которое завершается чаще всего к семи-восьми годам.

Если по каким-то причинам в организме ребенка вырабатывается чуть больше активирующих (или, наоборот, меньше тормозящих) нейронов, чем требуется, а режим двигательной и прочей нагрузки не соблюдается, тогда у него начинаются проблемы. Это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, либо нарушения сна, либо – тики.

С трех-четырех лет ваш малыш начинает очень активно расти и познавать мир. Чтобы познавательная функция была быстрая, чтобы он усваивал большое количество информации, а головной мозг созрел, ребенку нужно много активирующих нейромедиаторов. Он должен успеть везде залезть, спрыгнуть, посмотреть, заговорить, проговорить, задать кучу вопросов, понять и усвоить все услышанное. Если активирующие нейромедиаторы расходуются правильно, то ребенок развивается гармонично: он шустрый, но при этом может себя контролировать, соблюдать правила, проявить усидчивость на время занятий в детском саду. Совершенно нормально, что ваш ребенок активный, любознательный, быстрый. Когда малыш не использует эти нейромедиаторы на движение, общение, обучение (например, он целый день сидит дома, его не выпускают гулять на улицу), тогда могут возникнуть различные проблемы: синдром гиперактивности, нарушение сна, проблемы с поведением.

Итак, чтобы ребенок правильно развивался, он должен много бегать, лазить, разговаривать, познавать окружающий мир, испытывать различные эмоции. Это формирует пространственно-образное мышление, моторику, синхронность работы двух полушарий, развивает мозг и при этом правильно растрачивает все выработанные нейромедиаторы активности. В возрасте 3-5 лет ребенок шустрый, он быстро переключается, но при этом справляется со своими задачами: если ему надо посидеть, он будет нормально сидеть, заниматься, что-то делать. Это стандартное развитие ребенка, которое должно быть.

Виды тиков у детей

Чаще всего у детей в возрасте 3-6 лет бывают моторные тики и вокальные.

Моторные – это тики, связанные с движением: моргание, мигание, зажмуривание, передергивание носом, одергивание одежды, поведение плечами и т.д.

Вокальные – тики, связанные с дыханием. Это всевозможные подхмыкивания, подшмыгивания, покашливания, посвистывания. Кстати, частый случай в моей практике: ребенок долго покашливает, его водят по врачам, ищут причину, а на самом деле у него вокальный тик, лечить который нужно у невролога. Это необязательно окажется тик, но такое тоже встречается, и это нужно учитывать.

Достаточно часто встречаются сочетания нескольких тиков. Например, моргание, подергивание уголками носика и поведение плечами одновременно. Тики могут быть и более выраженными, когда в момент тикозного расстройства задействованы определенные группы мышц, так называемые сегментарные тики. Может иметь место сочетание моторного и вокального тика – например, моргает глазами и похмыкивает одновременно. При этом он может самостоятельно задержать проявление тика на некоторое время (до нескольких секунд) и повторить его по просьбе. Это так называемое дублирование, что является отличительной чертой тиков от других видов навязчивых движений – гиперкинезов.

Читайте также:  Типун на языке причины и лечение, что такое типун на языке, как избавиться

Отдельный, самый сложный, случай генерализованных тиков – синдром Туретта, когда тикозные проявления возникают во множественных группах мышц, когда у одного и того же ребенка присутствует несколько разновидностей вокальных тиков. Они сильно выражены и доставляют ребенку большие неудобства. В этом случае обследование и лечение у невролога строго обязательны.

Т ики бывают транзиторными, т.е. появились, некоторое время наблюдались у ребенка, а затем проходили. Но если тики продолжаются более года, то это уже хронические тики, поэтому обязательно требуется обследование и лечение.

Причины тиков у детей

Как мы уже говорили, это поражение подкорковых образований в головном мозге ребенка. Он может быть обусловлен особенностями развития головного мозга или быть поврежденным каким-то фактором.

Малоподвижный образ жизни – один из самых частых провоцирующих факторов возникновения тиков. Когда ребенок недостаточно активен, он расходует не все нейромедиаторы активности. Мышцам нужно двигаться, а они этого не получают. Как следствие, возникают тики. Ребенок обязательно должен бегать, причем лучше не по ровной асфальтовой дорожке, а по лесной тропинке, где нужно где-то подлезть под дерево, пробежать по бревну, отвернуться от корня. Все это лучше формирует нервную систему, помогает развивать пространственно-образное мышление. Нет возможности поехать в лес? В парке сойдите с ровной дорожки и гуляйте по земляной тропинке, только оденьтесь соответствующе, чтобы и вы, и ваш малыш чувствовали себя комфортно. Это одна из частых ошибок родителей: они часами гуляют в парках, ходят нарядные по дорожкам, но от этого пользы мало. Гораздо полезнее, чтобы ребенок был ближе к природе, изучал, познавал. А множество эмоций, которые он при этом получает, правильно расходуют заложенную в нем энергию. Когда ребенок сидит целый день дома с планшетом, у него эта энергия накапливается, а затем выливается в драки, непослушание и тики в том числе.

Особенно подвержены тикам дети с дефицитом внимания. Из-за болезни у них и так есть сбой в формировании нейромедиаторов, а когда мы не даем им всю эту энергию полноценно расходовать, то появляются различные проблемы: головные боли, бессонница, тики.

Неблагоприятная психоэмоциональная среда – еще одна частая причина возникновения тиков у детей. Например, если ребенку очень не нравится ходить в детский сад, что вызывает в нем отрицательные эмоции и создает большой стресс, а у родителей не находится времени обговорить с ним эту ситуацию, объяснить ее, договориться. В этом случае нервозность ребенка также может получить побочный выход в виде тика.

К стрессу может привести и какая-то непростая ситуация в семье, скажем, когда родители требуют от ребенка высоких результатов по всем предметам, формируя так называемый синдром отличника. Малыш боится не справиться, на нем лежит большая ответственность, в итоге возникают неврозы, тики, чаще всего вокальные. Причем они могут сохраняться надолго, проявляясь в стрессовых ситуациях.

Частая причина возникновения тиков – расхождение взглядов на воспитание ребенка в одной семье. Когда, например, родители относятся к нему строго, а бабушка с дедушкой, напротив, потакают всем капризам. Ребенок перестает понимать, как нужно вести себя, и это приводит к неврозу.

Все это касается обычных тиков у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Но бывают и более трудные случаи. Если тики появляются у детей старше семи лет, то причина уже не в обычном дозревании организма, а в какой-то патологии.

Это может быть последствие перенесенных частых ангин, стрептококка, когда возникает аутоиммунный процесс, который повреждает подкорковые образования и дает сбои в виде различных тиков или гиперкинезов. Их нужно обязательно лечить.

Также причиной могут стать последствия перенесенных частых мононуклеозов, этот вирус также нередко поражает подкорковые ядра.

Есть ряд наследственных заболеваний, вызывающих тики. Они встречается редко, но тем не менее. Например, болезни, связанные с нарушением правильного расщепления меди, железа. Среди них болезнь Вильсона-Коновалова, при которой медь начинает откладываться в печени и прочих внутренних органах, в том числе в подкорковых образованиях головного мозга и приводит к различным видам гиперкинезов, тиков. Эти заболевания обязательно исключаются у детей с тиками.

Когда необходимо лечить тики у детей?

Если это единичные простые моторные тики у ребенка в возрасте от 4 до 6 лет, они редкие и не мешают малышу жить, то вероятнее всего это связано с небольшим переизбытком нейромедиаторов. Такие тики можно не лечить, они сами пройдут через год-два.

Однако если тики частые, мешают ребенку сосредотачиваться, то, конечно, это нужно обследовать и лечить.

Особое внимание обратите на тики, которые появляются у ребенка после 7-8 лет. Их обязательно нужно обследовать и выяснить причину возникновения.

Надо сказать, что тики хорошо лечатся. Сейчас достаточно много качественных препаратов. Здесь важно, чтобы врач грамотно подобрал нужное лекарство и дозировку. Для лечения тиков применяется особая схема приема препаратов, дозировка здесь несколько выше обычной, но не стоит из-за этого переживать – препараты хорошо переносятся и не повредят здоровью ребенка. Иногда при хронических тиках лекарства даются на весь учебный год.

Профилактика тиков у детей

Соблюдайте эти нехитрые рекомендации, и ребенок будет расти здоровым и счастливым.

Гуляйте с ребенком как можно больше. Хорошо, если он будет бегать не только по двору или ровной дорожке, но и по земляным тропинкам с какими-то небольшими препятствиями. Для этого достаточно в парке сойти с главной аллеи и отправиться изучать лужайки.

Изучайте природные явления. Слушайте звуки природы, учите ребенка различать их, познавайте вместе с ним законы окружающего мира. Все это не только разовьет мозг малыша, но и поможет ему с пользой расходовать нейромедиаторы и справляться со стрессами.

Играйте с ребенком в активные игры. Нормальным считается, когда малыш в возрасте от 2 до 5 лет проводит в активном движении около 10 часов в день. Скажем, он позанимался, порисовал, потом побегал во дворе, поиграл с собакой, покатался с горки, исследовал что-то, познакомился с кем-то на площадке, поговорил, потом отдохнул и снова побежал играть. Тогда нейромедиаторы будут расходоваться правильно и у ребенка не будет проблем ни со сном, ни с нервозностью, ни с поведением.

Разговаривайте с ребенком. И это очень важный пункт. То, о чем многие родители часто забывают. А тем временем именно беседы с малышом способны решить многие неврологические проблемы. Важно не просто говорить с ребенком, но и слушать то, что он говорит вам в ответ. Уже с двух лет малыш имеет полное право принимать какие-то решения, что-то выбирать – например, в какой футболке пойти на прогулку или какого цвета взять игрушку. Давайте ему возможность участвовать в жизни семьи, прислушивайтесь к его мнению. Нужно понимать, что мнение это должно быть аргументированным, то есть не просто «я хочу», а «я хочу, потому что…» Это не только поможет вам создать и сохранить доверительные отношения со своим ребенком, но также сохранит ему здоровье и избавит его от множества поведенческих проблем.

Ссылка на основную публикацию
Технические характеристики Alfa Romeo C38 — все новости Формулы 1 2020
Злокачественное новообразование сердца, средостения и плевры (C38) Исключено: крупных сосудов (C49.3) [см. примечание 5 в блоке C00-D48] Поиск в MKБ-10...
Тест на беременность — моча и сода, правда это или нет
14 приемов, чтобы определить беременность без теста: народные методы в домашних условиях Мы собрали всевозможные народные методы, приметы, поверья и...
Тест на беременность — Частые вопросы и ответы
Может тест на хгч ошибаться на ранних сроках и почему Вы сможете создать ее после просмотра результатов анализов и получить...
Течение и ведение последового периода родов
Течение и ведение последового периода родов. Признаки отделения плаценты Последовый период - начинается после рождения плода и заканчивается рождением последа....
Adblock detector