Транспортные и лечебные шины

Транспортные и лечебные шины

Что такое шина в медицине?

Одним из важных и неотъемлемых этапов лечения различных травм является транспортная иммобилизация. Это понятие подразумевает создание полного функционального покоя для поражённого участка опорно-двигательного аппарата. Обездвиживание только на первый взгляд кажется бессмысленным, но именно оно позволяет прервать патологические механизмы, возникающие вследствие травмы.

Для полноценного выполнения этой задачи применяются специальные приспособления – медицинские шины. Название не имеет ничего общего с одноимённой частью колеса, хотя для большинства пациентов – это стандартная ассоциация. Но считать её неправильной тоже не следует – шиной в медицине называется приспособление, дающее определённой части тела внешнюю поддержку.

Первоначально эти средства были только подручными – любой жёсткий и удобный предмет, фиксированный к конечности, приобретал лечебные свойства. Постепенно возникла потребность в табельных шинах – то есть изготовленных по стандартному образцу. Постоянная их модификация привела к тому, что в их настоящее время можно выделить даже целых две группы – жёсткие и мягкие.

Понятие

Медицинская шина – это ортопедическое приспособление, предназначенное для оказания первой помощи, а также осуществления лечения при повреждениях опорно-двигательного аппарата. Но не при каждой травме её применение оправдано – поражение должно быть таким, чтобы оно локально нарушало функцию части тела. Говоря простым языком – это тяжёлые травмы (переломы, вывихи, разрушение мягких тканей, повреждения сосудов и нервов).

В подобных случаях полноценное заживление возможно только в одном случае – когда сегмент опорно-двигательного аппарата должен быть полностью выключен из работы. Чтобы адекватно выполнять это предназначение, современные шины должны обладать следующими качествами:

  • Быть достаточно прочными, выдерживая при этом не только собственный вес части тела, но и силу активных движений. Подвижность должна быть не ограничена, а исключена полностью сразу же после проведения иммобилизации.
  • Иметь небольшой вес, чтобы не доставлять пациенту неудобства при выполнении какой-либо деятельности. Громоздкая и тяжёлая шина может не только ограничивать активность пациента, но и служить причиной ухудшения его состояния.

Деление медицинских шин на жёсткие и мягкие больше условное, и зависит от исходного строения изделия и области его применения – действие каждой из них на организм в любом случае одинаково.

Жёсткие шины

Разделение внутри этой группы происходит по принципу исходного материала – он должен быть устойчивым к механическому воздействию. Поэтому следует перечислить все разновидности, начиная от самых простых и старых средств:

  1. Историческим материалом для шин являлось дерево – именно из него получалось сделать одновременно лёгкие и прочные шины.
  2. Но все они отличались существенным недостатком – невозможностью какой-либо модификации.
  3. Поэтому приходилось делать их из нескольких частей, что сказывалось на опорных свойствах.
  4. Среди них можно выделить некоторые изделия, применяющиеся и до сих пор – шина медицинская Еланского или Дитерихса.

Указанные варианты широко использовались в военно-полевой хирургии, где требовались надёжные и простые средства. Разработка Еланского предназначалась для фиксации головы, шеи и грудной клетки, и состояла из деревянной рамки, снабжённой несколькими ремнями. Шина Дитерихса являлась универсальным средством, позволяя осуществлять одновременное удержание и вытяжение в случае повреждений бедренной кости и прилежащих к ней суставов.

Все жёсткие шины используются для оказания первой помощи при травмах в области значительных по протяжённости участков скелета, которые они, благодаря своей длине, надёжно фиксируют.

Современные

Сейчас в широкой медицинской практике применяются только те средства, которые обладают комбинированными свойствами. Это позволяет использовать одно и то же изделие при различных травмах:

  • Следующим этапом развития стало появление металлических вариантов, представляющих собой одновременно прочный и гибкий каркас, состоящий из проволоки.
  • Их типичным представителем в наше время является лестничная шина Крамера.
  • Изделия характеризуются возможностью модификации, лёгкостью, и гибкостью в сочетании с прочностью.

Но со временем проволока разрушается, что сказывается на опорных свойствах. Поэтому потребовалась разработка более устойчивых к действию времени изделий:

  • Самыми современными средствами, широко применяемыми в травматологии и медицине катастроф, являются комбинированные пластиковые шины.
  • Они легко подвергаются модификации, имеют небольшой вес, хорошо переносят дезинфекцию.
  • При этом пластмасса обладает достаточной прочностью, способной выключить подвижность в определённом сегменте.

Среди указанных вариантов не следует отдавать особенное предпочтение какой-либо шине – каждая из них обладает набором неповторимых и уникальных качеств, которые объясняют их широкое применение в настоящее время.

Мягкие шины

Подобные варианты поддерживающих средств, вопреки заблуждениям, не используются при лёгких вариантах повреждений. Просто такое понятие обусловлено исходным материалом, применяющимся для изготовления шин. Они не отличаются значительной прочностью, но при наложении обеспечивают иммобилизацию локальных участков опорно-двигательного аппарата.

Сейчас широко применяются новые пневматические шины, представляющие собой полые камеры, наполняемые воздухом. Но не все мягкие шины являются современными изделиями – например, ватный воротник Шанца был изобретён более 100 лет назад. И опять же – он не имел «гражданского» назначения. Его основной сферой применения были боевые травмы, сопряжённые с повреждением шейного отдела позвоночника.

Пневматическая

Лечебное действие этих изделий основано на давлении воздуха, которое осуществляет механическое воздействие на его стенки. При достижении определённых значений шина приобретает такую прочность, которой достаточно для удержания определённого сегмента опорно-двигательного аппарата. Также их применение основано на следующих принципах:

  1. Существуют различные модификации пневматических шин, которые в зависимости от строения фиксируются на определённые участки тела. Обычно ими являются небольшие по размеру области – стопа и голень, предплечье и кисть.
  2. В исходном состоянии изделие не обеспечивает эффекта иммобилизации, так как представляет собой лишь гибкий цилиндр.
  3. Подобные средства надуваются не силой выдоха человека – так практически невозможно создать внутри них необходимое давление. Для этой цели существует небольшой компрессор, который нагнетает внутрь шины достаточное количество воздуха.
  4. В надутом состоянии её нельзя надеть на нужный участок конечности, так как внутренние поверхности изделия прочно сомкнутся. Поэтому перед использованием шина располагается в правильном положении, и только после этого она подключается к компрессору.

Сейчас разработаны также универсальные варианты изделий – они состоят из нескольких частей, которые надуваются по отдельности. Это позволяет регулировать их длину для применения на различных участках конечностей.

Воротник

Этот мягкий вариант шины сейчас больше причисляется к профилактическим средствам – его основной сферой использования стало лечение остеохондроза. Хотя ватный воротник по-прежнему остаётся эффективным средством первой помощи при черепно-мозговых травмах и повреждениях шейного отдела позвоночника. Это обусловлено следующими свойствами:

  1. При правильном применении он проявляет мягкую иммобилизацию – препятствует осуществлению любых движений головы. Становится невозможным осуществить активное сгибание или разгибание, а также вращение.
  2. При повреждении позвоночника он обеспечивает замещение его функции – принимает на себя всю амортизационную нагрузку. Поэтому при движениях все толчки переходят на воротник, где их сила гасится, и не передаётся на вышележащие отделы.
  3. Наконец, эта шина осуществляет одновременную разгрузку мягких тканей, устраняя спазм мускулов шеи, возникающий сразу после травмы.

Хотя сам по себе воротник Шанца не обладает выраженными лечебными свойствами, его применение существенно снижает риск возможных осложнений. Поэтому даже минимальное подозрение на травму шеи служит показанием к его использованию.

Транспортная иммобилизация

Различают следующие виды транспортной иммобилизации:

  • 1) примитивная (нога прибинтовывается «другой ноге);
  • 2) иммобилизация подручными средствами (палка, доска, фанера и др.);
  • 3) иммобилизация транспортными шинами: фиксационными, шиной Крамера, или лестничной, шиной Фильбер- га, или сетчатой шиной, транспортной пластмассовой, шиной медицинской пневматической, дистракционными шинами — шина Дитерихса, транспортная шина Гиндина (рис. 34).

Рис. 34. Транспортная иммобилизация при переломе костей голени (а), бедра (б): иммобилизация нижней конечности пневматической шиной (в)

Общие правила наложения шин:

  • 1. Перед наложением транспортной шины необходимо осторожно и тщательно осмотреть место повреждения, остановить кровотечение, произвести туалет раны, наложить асептическую повязку, произвести инъекцию анальгетика: если фельдшер владееттехникой местного обезболивания, то рекомендуется в область закрытого перелома ввести 20 мл 2%-ного раствора новокаина по методу А. В. Вишневского.
  • 2. Наложение шины производят непосредственно на месте происшествия, так как переноска пострадавшего даже на короткие расстояния без хорошей иммобилизации недопустима.
  • 3. Шину необходимо наложить так, чтобы она надежно иммобилизовала два соседних с местом повреждения сустава (выше и ниже места повреждения), а при переломах плеча и бедра — три сустава.
  • 4. Конечности перед наложением шины желательно придать физиологическое положение.
  • 5. При закрытых переломах (особенно нижней конечности), накладывая шину, желательно по возможности произвести легкое и весьма осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси, которое следует продолжать до полного наложения иммобилизирующей повязки.
  • 6. При открытых переломах, когда из раны выступают отломки костей, вправление их ни в коем случае не следует делать.
  • 7. Снимать одежду и обувь с пострадавшего не следует, так как это не только причинит боль, но и может вызвать дополнительную травму.
  • 8. При всех открытых повреждениях, прежде чем приступить к иммобилизации, нужно остановить кровотечение, наложить на рану асептическую повязку и конечность фиксировать в таком положении, в котором она находилась.
  • 9. При наложении шины следует отказаться от наложения жгута, особенно при отсутствии достаточных показаний.
  • 10. Нельзя накладывать шину непосредственно на голое тело: предварительно ее необходимо покрыть мягким материалом (ватой, полотенцем, одеждой и т. д.). Нужно следить за тем, чтобы концы шины не врезалась в кожу и не сдавливали кровеносные сосуды или нервы.
  • 1 1. При повреждении суставов для иммобилизации применяют те же средства и способы, что и при повреждениях кости. но вытяжение делать не следует.
  • 1 2. При перекладывании пострадавшего с наложенной шиной на носилки необходимо аккуратно и бережно обращаться с поврежденной конечностью или частью тела, которую должен поддерживать помощник.
  • 13. Шина должна быть тщательно прибинтована к поврежденной конечности (рис. 35).

Рис. 35. Иммобилизация при переломе костей предплечья (а) и плеча (б)

  • 1. Передвижение с поддержкой пациента.
  • 2. Переноска на руках.
  • 3. Переноска на спине.
  • 4. Переноска пациента двумя помощниками, руки фиксируются в виде «замка».
  • 5. Переноска пациента в полусидячем положении.
  • 6. Переноска пациента на носилках.

В зависимости от вида повреждения пациенту на носилках придают соответствующие положения:

  • 1. Обычное положение на спине, со слегка приподнятой головой. вытянутыми верхними конечностями.
  • 2. При ранениях головы — на спине, с приподнятой верхней частью туловища и головой. Под голову подкладывают одеяло, свернутое в виде желоба (фиксация головы).
  • 3. При ранении передней части шеи и верхних дыхательных путей — полусидячее положение с головой, наклоненной вперед (подбородок соприкасается с грудью), при повреждении шейных позвонков — ватный или пластмассовый воротник (рис. 36).

Рис. 36. Ватно-марлевый воротник Шанца

  • 4. При ранении живота — на спине с согнутыми в коленях ногами (одеяло или валик под колени).
  • 5. При ранении в грудь — полусидячее положение или на раненом боку.
  • 6. При закрытом повреждении позвоночника — на щите, таза — на спине, при открытых — на боку или животе (под колени или поясницу валик).
  • 7. При повреждении верхних конечностей — на спине с некоторыми наклонами на здоровый бок. Предплечье помещают на грудь или живот.
  • 8. При повреждении нижних конечностей — на спине с приподнятой поврежденной конечностью.

При лечении повреждений опорно-двигательного аппарата существует два основных метода: консервативный и оперативный.

К средствам фиксации относятся:

1) гипсовые повязки (рис. 37);

Рис. 37. Гипсовая повязка при переломе лучевой кости

2) различные шины и аппараты (рис. 38);

Рис. 38. Лейкопластырное вытяжение на шине ЦИТО при переломе плеча

  • 3) средства мягкой фиксации (бинты, лейкопластырные повязки);
  • 4) скелетное вытяжение (рис. 39).

Рос. 39. Вытяжение на шине Велера: лейкопластырное за голень и скелетное за бедро

Шина Дитерихса транспортная

Категория товара:

НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ.
В ПРОДАЖЕ ИМЕЕТСЯ АНАЛОГ.

  • Описание
  • Фото

Данная шине уже не производится. Мы предлагаем аналог — Комплект шин транспортных лестничных КШТЛ-МП-01

Шина Дитерихса состоит из 2 деревянных костылей — наружного и внутреннего, планки для фиксации стопы (подстопника) и палочки-закрутки, прикрепленной к шине шнурком. Каждый костыль состоит из 2 частей, благодаря которым можно менять длину шины в зависимости от роста пациента. Шина накладывается непосредственно на месте происшествия перед транспортировкой пациента в лечебное учреждение. Перемещение пациента без шины категорически запрещается. Шина сочетает фиксацию с одновременным созданием некоторого вытяжения конечности. Перед наложением шины Дитерихса пациенту делается анестезия. Шина накладывается при переломах в области бедра, повреждениях в тазобедренном и коленном суставах.

Рекомендации при наложении шины Дитерихса .

1. Успокоить пациента 2. Объяснить ход предстоящей манипуляции З. Тугую одежду нужно разрезать по шву, в иных случаях шина накладывается либо поверх брюк, либо непосредственно на кожу, предварительно обложенную ватой в местах контакта. 4. Произвести осмотр места травмы, чтобы убедиться в наличии перелома 5. Приложить внутреннюю и наружную части шины Дитерихса к здоровой конечности пациента для придания шине нужной формы в зависимости от роста пострадавшего. 6. Прибинтовать подошвенную часть шины к стопе травмированной ноге пациента (обувь на плоской подошве можно не снимать). Уложить в подмышечную впадину со стороны травмированной конечности наружную часть шины и закрепить так, чтобы она выступала за подошву на 8-10 см. 7. Совместить металлическое ушко подошвенной части шины и наружную часть шины Дитерихса. 8. Уложить в паховую область со стороны травмированной конечности внутреннюю часть шины и провести через внутреннее металлическое ушко подошвенной части, застегнуть перемычку подошвенной части. 9. В местах костных выступов (лодыжки, коленные и бедренные суставы, крыло подвздошной кости) создать прокладку из ваты для избежания сдавления и развития некроза.

Для предупреждения провисания голени в месте перелома и возможного смещения отломков назад дополнительно к шине Дитерихса рекомендуют применять шину Крамера, расположив ее по задней поверхности ноги. 10. Закрепить ремни из подмышечной впадины больной конечности на здоровом надплечье и на уровне бедра. 11. Продернуть через отверстие в перемычке шнур и прикрепить палочку-закрутку. 12. Закрутить ее, аккуратно создавая вытяжение ноги до тех пор, пока поперечные перекпадины шины не упрутся в паховую и подмышечную области. Не рекомендуется полностью вытягивать конечность до длины здоровой во избежание дополнительных травм. 13. Зафиксировать палочку-закрутку на выступе наружной шины. 14. Шина фиксируется на травмированной конечности спиральными ходами бинта от голеностопного сустава до тазобедренного сустава.

Читайте также:  Шум в ушах и голове причины, лечение и профилактика
Ссылка на основную публикацию
Транскраниальная ультразвуковая допплерография (ТКД, TCD) Медицинская литература, книги по медицине
Транскраниальный доплер (лекция на Диагностере) Статья находится в разработке. Транскраниальная доплерография полезна для диагностики эмболии, стеноза, вазоспазма после субарахноидального кровоизлияния,...
Травма барабанной перепонки и среднего уха, баротравма
Военный флагман ЛОР-хирургии Национальный военно-медицинский клинический центр «Главный военный клинический госпиталь» — старейшее государственное медицинское учреждение Украины. Он является историческим...
Травма сердца классификация, механизмы и проблемы диагностики у пострадавших с травмой грудной клетк
Контузия сердца Определение понятия (что это?) Определение понятия Травма сердца – это группа повреждений сердца в результате действия травматического фактора....
Транспортные и лечебные шины
Что такое шина в медицине? Одним из важных и неотъемлемых этапов лечения различных травм является транспортная иммобилизация. Это понятие подразумевает...
Adblock detector